Предупреждение развития психических расстройств у детей и подростков
В Великобритании значительная часть детей имеют психические расстройства того или иного типа. И это не просто симптомы заболеваний, а симптомы, сопровождающиеся определенной дисфункцией в различных сферах жизни. На сегодняшний день существуют некоторые категории психических расстройств, распространенность которых в Великобритании постоянно растет, в первую очередь, это аутизм. Увеличилось количество случаев диагностированной депрессии у подростков. И актуальность этой проблемы не только в значительной распространенности, но и в существенной экономической «тяжести болезни» как для самого ребенка, его семьи, так и для общества в целом. Также стоит помнить о страданиях и повседневных проблемах таких пациентов. Ведь большинство детей с психическими расстройствами не наносят никакого вреда окружающим, не требуют значительных затрат на нянь и специальные школы, но их социальное функционирование является очень ограниченным.
Есть три основных момента, на которые следует обратить внимание при решении проблем, связанных с охраной психического здоровья детей. Во-первых, это предупреждение. Во-вторых - эффективное выявление и раннее вмешательство. И в-третьих, это длительная реабилитация таких детей.
Что касается предупреждения развития тех или иных психических расстройств у детей и подростков, в научной литературе встречается довольно мало сведений о достоверно эффективных вещах. Так, известно, что одним из самых эффективных подходов для предупреждения психических расстройств среди детей являются хорошие родительские навыки. С этой целью в Великобритании была создана Академия отцовства, которая финансируется государством. Ее основали для того, чтобы дать возможность развить родительские навыки в тех семьях, которые в этом больше всего нуждаются.
Второй момент - проблема раннего выявления психических расстройств и раннего вмешательства. Это особенно важно при таких расстройствах, как аутизм, - чем раньше вмешательство начинается, тем более заметный эффект. Сейчас в Великобритании много внимания уделяется раннему выявлению аутизма, а именно в первые два года жизни. Это касается и других психических заболеваний. Раннее вмешательство может иметь огромное влияние на траекторию развития многих психических болезней.
Еще одним важным компонентом является долговременная реабилитация таких детей. Ведь важно не просто выявить таких детей, но и помочь им стать полноценными членами общества.
Проблему существующих возможностей для обеспечения выявления психических расстройств следует рассматривать с точки зрения как общественного здоровья, так и индивидуального. Что касается общественного здоровья, огромное значение имеет информированность населения относительно ранних симптомов заболеваний. Когда человек имеет доступ к необходимой информации, особенно к сайтам с достоверными данными, повышается возможность раннего выявления таких заболеваний.
С точки зрения индивидуального здоровья, основная задача стоит, в первую очередь, перед семейными врачами, которые имеют доступ к широкому кругу людей. Важное значение также имеют патронажные медсестры, которые занимаются поддержкой молодых рожениц. В более старшем возрасте очень большую роль играют воспитатель и учителя в садах и школах, которые способны выявить те проявления психических расстройств, которые менее очевидные дома, например, невнимательность.
Подход, который применяется для лечения психических расстройств у детей, состоит из трех компонентов - социального, психологического и биологического или фармакологического.
Психологический компонент является основным. Недавно правительство Великобритании признало экономическую целесообразность психологического лечения и теперь немало инвестирует в улучшение доступа к нему. Был создан проект, цель которого - увеличение доступа детей, которые имеют, прежде всего, тревожные и депрессивные расстройства, к эффективной психотерапии, в первую очередь когнитивно-поведенческой. И это происходит на уровне семейных врачей. Также были разработаны очень точные финансовые модели, которые учитывают структуру безработицы в Великобритании, оценивают возможные шансы улучшения и восстановления работоспособности среди людей с психическими расстройствами. Проект показывает высокую финансовую эффективность психотерапии, в частности когнитивно-поведенческой, при тревожных, депрессивных расстройствах, которые составляют большинство причин безработицы. Все эти события являются огромным шагом вперед, и все больше детей смогут получать адекватную помощь.
Что касается социальных вмешательств, они занимают особое место в терапии психических расстройств. В первую очередь, это школа, а именно соответствующие школы для соответствующих детей. Среди других социальных факторов, которые влияют на ход и траекторию симптомов, - улучшение социальной ситуации в семье, развитие социальной сферы детей, привлечение их в секции по физическому воспитанию и спорту.
И последнее, это фармакология, которая играет ту или иную роль при различных заболеваниях. Вообще, обучение врачей основам фармакологических вмешательств является очень важным, поэтому изучению основ фармакотерапии в интернатуре уделяется много времени.
Большое количество научных исследований было проведено с участием детей, которые воспитывались в семьях, и тех, которые росли в домах ребенка. У последних обнаружили много негативных последствий, что заставило общество, сообщество специалистов, правительства многих государств понять: детям-сиротам нужен дом и семья, которая будет их любить. Коллективные формы опеки не могут создать условий для формирования у ребенка отношений привязанности к взрослым, которые о нем заботятся.
Нарушения социально-эмоционального развития имеют наиболее стойкий характер и в большей степени вызывают негативный прогноз на дальнейшую жизнь ребенка и его качество в будущем. Пребывание в приюте нарушает социальное развитие ребенка (на языке детской психиатрии - приводит к формированию расстройства привязанности), развитие личности ребенка - фактически ставит под угрозу его дальнейшую социальную жизнь, способность формировать полноценные близкие отношения с другими людьми в детстве и во взрослом возрасте. Воспитание в детском доме связано также с риском развития ряда расстройств психического здоровья в будущем. При этом исследования показали, что даже если создать в приюте более оптимальные условия, увеличив количество педагогического персонала и интеллектуального стимулирования детей через игру, соответствующие педагогические методики, игровые материалы, это повлияет на интеллектуальное развитие ребенка, а на социальное – незначительно.
Осознание этого привело к серьезным изменениям в социальной сфере: во многих странах начался процесс деинституализации - переход детей из интернатных заведений к семейным формам воспитания, развитие системы приемных семей, содействие усыновлению.
Неразрывность отношений с родительской фигурой является особенно важной в первые несколько лет жизни. В группе наибольшего риска неблагополучного психологического развития находятся дети, которые воспитываются в интернатных заведениях, где много обслуживающего персонала, который меняется и не несет специфической ответственности за каждого отдельного ребенка. Поэтому пребывание ребенка в безэмоциональной среде интернатного учреждения, задержка процесса усыновления брошенных детей, частая смена места пребывания ребенка представляют большую опасность.
Однако не только интернатные учреждения являются ненадлежащим местом для детей. Не менее опасно пребывание в дисфункциональных семьях, где, учитывая разного рода проблемы родителей (алкоголизм, психические расстройства), имеют место: эмоциональная депривация, ущемления прав, которые нельзя остановить просто мерами служб социальной помощи. В таких случаях, в интересах ребенка - скорейшее исключение из такой семьи и переход в семейные формы опеки.
В настоящее время теория привязанности имеет веские эмпирические доказательства, на основе которых можно с уверенностью утверждать, что отношения безопасной привязанности - основа здорового психологического развития ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)