Здоровье и болезнь в системе ценностей современного здравоохранения
Любая медицинская практика является в своей сущности паллиативной. Более того, в перспективе развития здравоохранения, не профилактика и гигиена, а именно паллиативная помощь в современном ее смысле становится медициной будущего.
Изучая опыт здравоохранения наиболее развитых стран, обращают на себя внимание следующие факты:
- эпидемиологический переход - качественное изменение структуры заболеваемости и смертности в сторону хронической эндогенной патологии;
- стабилизация показателей смертности, начиная с определенного уровня затрат на здравоохранение;
- рост продолжительности жизни, сопровождающийся ростом ограничений жизнедеятельности и социальной дисфункции;
- постепенное вытеснение болезней кровообращения как главной причины смерти в структуре смертности онкологической патологией.
Совокупность приведенных фактов указывает на то, что стратегия современного здравоохранения должна быть пересмотрена в отношении баланса курабельных и паллиативных мероприятий, с акцентом на сущностные аспекты здоровья человека в его социальном измерении.
К ним, прежде всего, относятся: способность выполнять социальные функции; возможность осуществлять желаемые или требуемые виды социальной и физической активности; состояние благополучия в его объективных и субъективных оценках.
Данные сущностные характеристики здоровья в социальном смысле, могут иметь место и тогда, когда по объективным медицинским критериям человек считается больным.
Здоровье человека, именно в его социальном смысле, является необходимым условием воспроизводства и развития общества, причем, как в биологическом популяционном, так, и в социальном и культурном отношении. Причем, это касается как трудоспособного населения, так и людей с ограниченными жизненными возможностями, которые имеют доступ к необходимым ресурсам жизнеобеспечения. Кроме этого, помощь таким людям, помимо своего гуманистического аспекта, уже сама по себе является залогом интегрированного социально консолидированного состояния общества.
Таким образом, задачи здравоохранения следует рассматривать в широком контексте удовлетворения физических, социальных и других потребностей человека, приводящих к его общему психосоциальному равновесию, в котором может достигаться оптимум его жизнедеятельности и качества жизни, независимо от физиологического состояния организма и динамики болезни. В решении этих задач, и курабельная медицина и паллиативная помощь должны быть взаимодополняющими инструментами.
Паллиативная и хосписная помощь: государство или общество?
Проблема паллиативной и хосписной помощи - это проблема человеческого достоинства. К достоинству человека принадлежит его свобода - как внутренняя, так и внешняя. Решение проблемы паллиативной и хосписной помощи связывают с государством, хотя государство никогда не было источником достоинства и свободы. Этим источником были личность и общество. Не менее странным является призыв к государству как к источнику права.
По мере того как человечество через закон начало воспроизводить или удовлетворять определенные требования морали, государство как институт начало отражать интересы общества и де-факто перестало быть источником права. Свободная воля, как писал Гегель, превратила систему права в царство реализованной свободы - право стало интегральной волей народа. Эти процессы нашли свое отражение в правовой науке.
Право уже не рассматривается сквозь призму позитивистской концепции, согласно которой правотворческая деятельность связана только с государством, которое является основным его источником. Де-факто право в нашей стране представляет позитивистскую концепцию, которая, в зависимости от качества политической власти, приобретает больших или меньших признаков аморальности.
Однако постоянное участие государства как института в реализации любой концепции права без периодического вмешательства общества рано или поздно выводит его на путь бездуховности и безнравственности. На сегодняшний день это четко можно проследить в странах Западной Европы, где по факту уничтожается духовность через уничтожение института семьи различными социальными программами и инициативами. Очевидно, что причиной этому является природа власти и природа государства, которые могут существовать только под постоянным контролем общества. Надо помнить, что государство и власть обладают неисчерпаемыми потенциальными способностями «слепого вести блудным путем», без всякой боязни быть проклятым и паразитировать на человеческих пороках. При этом государство способно реализовывать свою порочную сущность в любой системе координат, опираясь на любую политико-философскую концепцию.
Поэтому всегда надо осторожно относиться к попыткам реализовать принципы справедливости и морали через государство и закон.
Альтернативой государственным институтам должны выступать общественные нормы или неформализованные правила игры.
Анализируя истоки и сущность советской медицины, надо понимать, что государство не просто брало на себя ответственность и обязанности за здоровье и благосостояние граждан, предоставляя им возможности получения бесплатной медицинской помощи в необходимом для осуществления их социальных функций объеме. Медицинская система была неотъемлемой составляющей общей принудительной направляющей действия «высшего разума».
Современная модель медицинской помощи принципиально не изменилась, поэтому не следует удивляться отсутствию внимания больным, нуждающимся в паллиативной и хосписной помощи.
Ошибочно выглядит попытка привязать проблему паллиативной и хосписной помощи исключительно государству. Не менее ошибочной является попытка привязать человеческое достоинство к государственному финансовому обеспечению - надо согласиться, что какими бы ни были бюджетные ассигнования, всегда будут оставаться медицинские услуги, которые окажутся недоступными для больного человека. Человеческое достоинство в терминальные стадии болезни обеспечиваются отношениями между людьми либо в семье, либо в стенах лечебного учреждения, а не только количеством бюджетных или внебюджетных средств.
Проблема паллиативной и хосписной помощи - это действительно проблема права - права свободно распоряжаться имеющимися ресурсами. Источником стандартов паллиативной и хосписной помощи должно быть не государство, а общество. Такая позиция тем более справедлива в ситуации, когда для самого государства по факту медицинское направление является ненужным бременем.
Общество способно более широко и более глубоко оценить проблему неизлечимых больных и предотвратить обрыв чувственных и эмоциональных уз в семьях. Так задачей паллиативной и хосписной помощи является не просто материальное обеспечение и физическое обезболивание терминального периода жизни человека, а сохранение взаимосвязи поколений, что является неотъемлемой составляющей духовности человека и общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)