Развитие помощи тяжелобольным инвалидам и членам их семей в контексте системы здравоохранения
Развитие помощи тяжелобольным (неизлечимым) и членам их семей невозможно рассматривать без учета общего контекста - развития системы здравоохранения. По оценкам различных экспертов, она находится в состоянии реформирования, становления, кризиса, упадка и т.д.
В отличие от практики стран, например, Европейского союза, распределение бюджета на здравоохранение и дальнейшее финансирование учреждений осуществляется не на конкурсных, либерально-рыночных условиях (социальный заказ), а на основе административного перераспределения.
Эти факторы свидетельствуют о фактической несамостоятельности учреждений здравоохранения, а их четком месте именно в государственной иерархии заведений.
Проявлением материального и технического отставания учреждений здравоохранения может быть факт нехватки современного компьютерного оборудования с подключением к Интернету. Последствия этого - не только сравнительно больший объем бумажной бюрократической работы, но и отставание от научной мысли. Не редки ситуации, когда тяжелобольные пациенты или их родные лучше медицинского работника осведомлены о специфике заболевания и о возможном курсе лечения и оборудования, которое может применяться, особенно в такой новой и малоизученной сфере, как паллиативная и хосписная помощь. Скорее исключением для медицинских работников стало участие (в том числе и онлайн) в международных встречах специалистов, на которых обсуждаются актуальные темы развития помощи тяжелобольным.
В основе большинства барьеров лежат ментальные проблемы постсоветского мышления и несоответствия парадигмы: в постиндустриальном обществе, которое быстро развивается, действуют формальные и ментальные установки, которые зарождались в индустриальную эпоху. Одним из путей развития паллиативной и хосписной помощи, который был бы более подходящим времени и актуальным потребностям населения, может быть путь, которым в свое время прошла Великобритания и ряд других стран.
Предоставление паллиативной помощи
Во многих странах подготовка кадров проводится на трех уровнях:
- Базовый уровень - подготовка медицинских работников.
- Средний уровень - для повышения квалификации медиков различных специальностей относительно паллиативной помощи, которые продолжат работу по имеющейся специальности.
- Высокий уровень (специализированный) - для тех, кто хочет получить специализации и работать в области паллиативной и хосписной помощи.
В России существует большая потребность в подготовке кадров для службы паллиативной и хосписной помощи. Однако, к сожалению, система охраны общественного здоровья и социальной защиты населения только начинает обращать внимание на эту проблему. До сих пор не происходило регулярных учебных мероприятий паллиативной помощи по международным стандартам. Специалисты, врачи, социальные работники, работники общественных благотворительных организаций не обладают полным комплексом необходимых знаний и навыков.
Работа в сфере паллиативной и хосписной помощи постоянно связана с проблемами и стрессами. Стрессы от работы с пациентами, организационные требования могут привести к развитию симптомов стресса и выгорания, которые проявляются как на работе, так и дома.
Методы управления образом жизни, изменения управленческих вопросов и образовательные мероприятия могут уменьшить частоту возникновения синдрома профессионального выгорания.
Наиболее уязвимы к профессиональному «выгоранию» врачи, психологи и социальные работники, потому что, погружаясь в проблемы и болезни своих пациентов, они рискуют оказаться вовлеченными в них.
Профессиональное выгорание - психологический синдром, который развивается в ответ на хронические межличностные стрессы на работе. Главные измерения синдрома эмоционального выгорания: истощение, деперсонализация, ощущение неэффективности работы. Существует три ключевых измерения:
- индивидуальное: чрезмерное истощение; ощущение перенапряжения и исчерпание эмоциональных и физических ресурсов;
- межличностное: цинизм (или деперсонализация) и отстраненность от работы. Цинизм - это негативная, бездушная или слишком отстраненная реакция на различные аспекты работы;
- связанное с самооценкой: ощущение неэффективности и отсутствия успехов. Неэффективность в данном случае - это ощущение некомпетентности и отсутствия достижений и низкой производительности работы.
С синдромом профессионального выгорания связаны несколько индивидуальных характеристик. Впрочем, эти связи являются более слабыми, чем факторы и ситуации, способствующие выгоранию, что позволяет сделать вывод, что выгорание является больше социальным, чем индивидуальным феноменом. Так, возраст связан с опытом работы, поэтому риск выгорания выше в начале профессиональной карьеры. Женщины в 1,5 раза чаще сообщают о том, что чувствуют выгорания, чем мужчины. Твердость характера, которая включает преданность труда, контроль и готовность преодолевать препятствия, ассоциируются с меньшей степенью деморализации и большим чувством успеха. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным рабочим днем и взятием работы «на дом». Наблюдение за страданиями и чувство неудовлетворенности работой вследствие недостатка ресурсов для выполнения рабочих обязанностей мешает семейной жизни и приводит к выгоранию.
Выгорание возникает на фоне хронического несоответствия между ожиданием людей от работы или их потребностями, и условиями работы по некоторым характеристикам. Несоответствие появляется, когда процесс формирования психологического настроя оставляет критически важные вопросы нерешенными, или когда рабочие отношения становятся неприемлемыми для лица. Считается, что увлеченность работой является противоположностью выгоранию.
Профилактика и раннее выявление стрессов - лучшие ходы для минимизации риска развития серьезных последствий профессионального выгорания. Существует целый ряд приемов управления образом жизни, который поможет врачам сохранить баланс в их жизни и снизить риск профессионального выгорания.
Для преодоления профессионального выгорания необходимо:
- проводить анализ причин и их коррекцию (индивидуально, вместе с коллективом);
- своевременно и регулярно предоставлять отдых или существенно снижать частоту дежурств или рабочих дней (если есть такая возможность);
- временно переключаться на другие формы работы;
- подбирать медицинский персонал по принципу психологической совместимости;
- развивать чувство психологического комфорта путем повышения профессиональной компетентности.
Во избежание профессионального выгорания необходимы и организационные мероприятия: системное повышение квалификации, обучение приемам снятия эмоционального напряжения, психологический комфорт работы группы, поощрение дополнительных усилий сотрудника.
Все эти меры вместе с изменениями в управленческой практике и сочетании с образовательными мероприятиями могут снизить частоту и помочь предотвращению феномена профессионального выгорания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)