Идеи интеграции детей с особыми образовательными потребностями
С каждым годом увеличивается число сторонников идеи интеграции детей с особыми образовательными потребностями, которые признают положительное влияние «смешанной» среды на формирование личности.
Содействие распространению инклюзивного образования в любой стране является своего рода тестом на демократическую зрелость государства.
Для эффективности логопедической работы было проведено формальное оценивание. Были определены следующие направления логопедической работы:
- Организация коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете. (Оснащение кабинета зеркалами, инструментами, игрушками, пособиями и др.).
- Планирование и проведение индивидуальных занятий.
- Планирование и проведение подгрупповых занятий.
- каждого ученика была заполнена речевая карта, карта индивидуального развития, определены наиболее эффективные способы и методы преодоления недостатков речи.
- подготовка педагогических кадров к работе в классе с инклюзивным обучением через семинары, тренинги, мастер-классы, обработку литературных источников и изучение опыта внедрения инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
- многих учеников с речевыми нарушениями, которые учатся в инклюзивных классах, были поставлены звуки. Ведется работа по преодолению дисграфии и дислексии. С учениками 1-х классов содержание занятий направлено на постановку и произношение звуков, развитие связной речи, согласование слов в предложениях и тому подобное. Проводится работа над речевым дыханием, голосом, мелкой моторикой пальцев детей.
На логопедических занятиях используются такие формы работы:
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, представления:
- Различение близких фонем.
- Выделение определенного звука из ряда звуков. Ребенок слушает ряд звуков и поднимает руку, услышав определенный звук.
- Определение наличия звука в слове:
- Ребенка просят сказать, есть ли определенный звук в услышанном слове.
- Ребенок должен определить, какой общий звук в словах.
- Определение состояния фонематического анализа:
- Назвать первый, а затем последний звук в словах.
- Сосчитать звуки в словах.
- Определение состояния фонематического представления. Ребенку предлагается посмотреть на рисунки, назвать их и найти рисунки, в названиях которых есть определенный звук.
- у детей память с помощью изученных наизусть стихов, считалок, скороговорок. Сформировалось внимание и мышление детей с помощью демонстрационного материала.
- различные игры для развития у детей внимания и логического мышления.
Устранение недостатков развития речи требует специальной работы с ребенком, легкие недостатки устраняются в процессе обучения под влиянием обучения грамоте в массовой школе. В то же время, часто таким детям бывает нужна помощь логопеда, который специально работает над развитием у них звукобуквенного анализа, формированием и точной дифференциацией фонематических представлений. Логопед строит коррекционную работу с каждым ребенком индивидуально.
- , класс должны стать родными для учащихся и их семей. Важно помнить, что каждый ребенок в классе уникален, каждому ученику присуща личная скорость освоения нового материала, навыков и умений, у каждого есть свои особенности физического, речевого, социального и интеллектуального развития.
- социальное взаимодействие в различных условиях, при разных обстоятельствах, в разных ситуациях сближает учащихся, приводит к возникновению симпатии, взаимного расположения, понимания и индивидуальности каждого, чувства защищенности.
- для таких детей необходимо инклюзивное образование.
- теории коррекционной педагогики получила дальнейшее развитие проблема коррекции внимания, как необходимого условия оптимизации усвоения учебного материала младшими умственно отсталыми школьниками, поскольку будут определены педагогические условия коррекции нарушенного внимания у учащихся. Практически будут обоснованы конкретные организационные средства, формы и методы коррекции внимания, которые реализуются благодаря предложенной системе коррекционных упражнений, заданий и игр на болометрической доске.
Целесообразным является использование для детей с органическим поражением центральной нервной системы болометрической доски с целью коррекции внимания.
Балансировочные упражнения на равновесие улучшают и повышают работу мозга и координационных процессов, выступая как средство повышения интеллектуальных результатов.
Занятия на балансировочной доске проводятся три раза в неделю по 15 минут в день. После проведения занятий наблюдаются положительные изменения: дети умеют балансировать, улучшается умение держать равновесие. При выполнении упражнений на балансировочной доске улучшается устойчивость и объем внимания у умственно отсталых детей. Они внимательно наблюдают, следя глазами за изменением объектов, одновременно выполняют несколько задач одного упражнения.
Наиболее результативными являются изменения в концентрации внимания: школьники лучше сосредотачиваются при выполнении упражнений, почти все на втором занятии без ошибок делают 2-3 упражнения, прислушиваются к реализации, получая при этом большое удовольствие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)