- Этап 2. Изучаем ситуацию вместе. Продолжение
Из практики применения Индекса: Ставим предметные вопросы.
В средней школе Леандер, расположенной в бедном городском квартале, почти все ученики происходят из Бангладеш, хотя белые дети в этом районе составляют довольно существенное меньшинство. Среди ученического контингента мальчики значительно превосходят девочек, поскольку многие мусульманские семьи предпочитают отдавать девочек в отдельные учебные заведения. Серьезное беспокойство вызывают местные хулиганские банды, к которым относятся учащиеся, что постоянно приводит к возникновению конфликтов в школе. Представители местной общины частично объясняют эти проблемы нехваткой места в квартире и отсутствием социальной инфраструктуры для молодежи в микрорайоне. Школьное сообщество разделилось во мнениях относительно того, почему так мало старшеклассников выбирают для изучения бенгальский язык и по окончании школы сдают экзамен на нем. Руководитель кафедры современных языков предполагает, что детей это просто не интересует, тогда как другие работники бангладешского происхождения видят причину в том, что школа уделяет мало внимания родному языку детей, который является диалектом бенгальского. Родители также жалуются на то, что в душевых не соблюдаются традиционные правила скромности.
Общая анкета
Общая анкета учебных заведений был дополнена рядом утверждений, специфичных для этой школы.
- Я бы хотел (а), чтобы в этой школе было одинаковое количество мальчиков и девочек.
- Я бы хотел (а), чтобы среди учеников было больше детей разного происхождения.
- Я бы хотел (а) изучать бенгальский язык и сдавать экзамен по этому предмету во время выпускных экзаменов.
- Моя семья знакома с тем, что происходит в школе.
- Учителя имеют хорошее представление о сообщества, проживающих в микрорайоне школы.
- Дети должны иметь возможность разговаривать во время уроков.
- Дети, которые изучают английский, получают необходимую помощь.
- Условия для принятия душа после уроков физкультуры являются удовлетворительными.
- В силу своих религиозных убеждений я неудобно чувствую себя на уроках по определенным предметам.
- Я боюсь иметь проблемы с хулиганскими бандами.
- Я хорошо общаюсь с детьми в школе, которые не живут в моем микрорайоне
- Я хорошо общаюсь с детьми вне школы.
- Моя семья не одобрила бы компанию, с которой я обычно общаюсь в школе.
- С детьми другого пола легче общаться в школе, чем вне ее.
- Дома есть место, где мне удобно выполнять домашние задания.
Консенсусом определите приоритеты развития
Чтобы составить план, координационная группа должна проанализировать большой массив приоритетов развития, предложенных всеми участниками процесса консультаций. Это трудоемкое задание, особенно в большом учебном заведении. Возможно, что к этому моменту школа уже выбрала и пригласила внешнего советника, способного помочь в этой работе. На эту роль школы привлекают очень разных людей, например, коллег, обучающихся в аспирантуре, штатных экспертов местных управлений образования, педагогических психологов и ученых. Независимо от выбранного метода, может быть необходимо продолжать привлекать к развитию всех работников, родителей / опекунов, детей, членов школьного наблюдательного совета и представителей местной общественности и помогать им осознать собственную сопричастность к этому процессу. С формированием этого чувства сопричастности взять часть работы на себя.
Несмотря на то, что консультации продолжаются на протяжении определенного периода, мысли каждой группы можно обрабатывать по мере их поступления. Сначала информацию от детей, родителей / опекунов, персонала и членов школьного наблюдательного совета рекомендуется хранить отдельно, чтобы выявлять и исследовать различия во взглядах. Кроме того, в некоторых случаях следует проанализировать мнения различных подгрупп в коллективе - например, ассистентов учителей или работников различных предметных кафедр.
Собирайте дальнейшую информацию.
Чтобы определить окончательные приоритеты, иногда требуется дополнительная информация. Во время консультаций могут оказаться вопросы, требующие уточнения и, соответственно, дальнейшей информации.
Например, необходимо проанализировать статистику посещаемости или экзаменационные результаты детей разного пола и разных этнических групп. Процесс сбора дополнительной информации может начаться еще на этапе консультаций, когда одна из групп определяет вопросы, которые следует адресовать другим группам.
В частности, нужно поинтересоваться у новых работников, насколько эффективно было организовано их знакомство со школой и введение в должностные обязанности. Также сбор дополнительной информации может быть составной частью практических действий по развитию - например, когда учителя и ассистенты учителей наблюдают, документируют и обсуждают практику друг друга, чтобы усовершенствовать методику обучения и преподавания.
Сформулируйте приоритеты
Для окончательного определения приоритетов недостаточно просто остановиться на нескольких первых вопросах, которые чаще всего упоминались в процессе консультаций. Координационная группа должна обеспечить, чтобы мысли менее влиятельных групп были учтены, и чтобы голоса детей и родителей / опекунов отдельности будет услышаны и отражены в конечном перечне. Приоритеты в этом списке будут различаться по своему масштабу и необходимыми для внедрения времени и ресурсам. Целесообразно вместить в него определенный набор краткосрочных и долгосрочных целей
Интегрируйте консультации в ежедневную деятельность
Стимулирование широкого привлечения к созданию и внедрению плана является составной формирования инклюзивного сообщества, поэтому эту практику также следует поддерживать после начального оживления, которое наблюдалось в связи с проведением консультаций. Поэтому обеспечивать новые возможности, чтобы разные группы могли предлагать свои идеи на постоянной основе, так же важно, как однажды провести широкое общее обсуждение. Координационной группе рекомендуется проанализировать имеющиеся структуры, которые позволяют слушать голоса всех работников, детей, родителей / опекунов и членов наблюдательного совета, получать идеи от этих групп и дальше их развивать. Можно наладить обмен идеями с другими школами или в пределах региона, подведомственного местному управлению образования. Дети тоже способны приобщиться к разработке новых методов усиления участия и подготовить проект на эту тему на занятиях по развитию речи или гражданского воспитания. Стоит также обустроить комнату для родителей. Раз в месяц вестибюль можно превратить в форум. Участие относится к фундаментальным ценностям Индекса- индикаторы и вопросы содержат многочисленные предложения о том, как увеличивать влияние на взрослых и детей в школах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)