Использование психотерапевтических методов работы с семьями, которые воспитывают детей с нарушениями психофизического развития
Травма, обусловленная рождением ребенка с недостатками в развитии, имеет свои специфические особенности, поскольку травмирующие обстоятельства не исчезают со временем, а действуют постоянно, в корне меняя всю жизнь. Травма актуализирует глубинные внутренние конфликты родителей, которые, проявляясь в поведенческих реакциях в отношении ребенка, в свою очередь, могут стать следствием формирования нарушений вторичного характера уже у самого ребенка.
Реакция родителей на рождение ребенка с психофизическими недостатками, или на сообщение диагноза может быть разной: от полного отрицания наличия проблем в развитии до принятия этих проблем как приговора, в котором уже ничего нельзя изменить.
Под влиянием психологической травмы у многих родителей наблюдаются изменения в структуре личности. В частности:
- активизируются примитивные защитные механизмы:
- отрицание - когда родители подсознательно не принимают диагноз и поэтому ставят перед ребенком чрезмерные требования и возмущаются, если он не может их выполнить;
- изоляция - когда папа или мама наполняют свою жизнь разнообразными важными делами, лишь бы не оставаться один на один с травмирующими переживаниями;
- расщепление - когда жизнь родителей делится на «до» и «после»;
- снижается критичность, способность к тестированию реальности:
- родители направляют свои усилия на поиски нетрадиционных магических средств исцеления;
- родители воспринимают рождение ребенка с отклонениями в развитии как наказание за грехи или же, наоборот, как исключительный дар, который свидетельствует об уникальности их семьи, которым нужно гордиться;
- нарушается аутоперцепция и саморегуляция: родители настолько сосредотачиваются на проблемах ребенка, что оказываются несостоятельными оценить собственное аффективное состояние и поведение, что в свою очередь приводит к:
- во-первых, к неадекватному селективному восприятию собственного ребенка (родители замечают в нем только недостатки, становятся нечувствительными к его достижениям или, наоборот, - преувеличивают их);
- во-вторых, к нарастанию истощения, накоплению тревоги. Родители в таком состоянии оказываются несостоятельными оказать поддержку ребенку, в которой он так нуждается;
- искажаются коммуникации с ближайшим окружением: родители часто сужают круг общения, начинают неправильно интерпретировать аффективные сигналы со стороны других людей - им кажется, что последние или злорадствуют относительно их горя, или, что еще хуже, - жалеют;
- потеря социальных ролей: становятся неважными профессиональные достижения, дружеские отношения, сексуальные отношения, воспитание здоровых детей - все подчиняется переживаниям проблем ребенка с психофизическими недостатками. Если жена погружается в психологическую травму, муж часто не выдерживает этого и оставляет семью.
Различают пять стадий развития родительского самоощущения:
- Преобразование неосознанного, пассивного желания иметь ребенка в реальное, активное.
- Переживание зависимости, привязанности, сепарации.
- Обучение эмпатии - как формирование способности отражать эмоциональное состояние своего ребенка в каждой конкретной ситуации.
- Борьба за любовь и установление устойчивых и гибких взаимосвязей.
- Изменения в самопонимании родителей, которое происходит через понимание своих детей и сравнение себя с ними.
Конфликтные переживания родителей, которые родом из их собственного детства или обусловлены психологической травмой, могут стать серьезным препятствием на пути успешного лечения и развития ребенка с психофизическими недостатками. Терапевтическая работа с родителями, осуществляемая параллельно с терапией ребенка, является необходимым условием успешного завершения его лечения. При этом главной установкой терапевта должна быть позиция, что семья не является причиной заболевания ребенка. Такая установка является краеугольным камнем успешности терапевтического процесса. Если родители будут чувствовать со стороны терапевта малейшие обвинения в свой адрес, намеки на их некомпетентность, они просто откажутся от услуг терапевта.
Можно выделить четыре основные задачи психотерапевтической работы с родителями:
- Мотивация родителей по поддержке коррекционной работы с ребенком. Существует несколько различных уровней мотивации родителей: с одной стороны, они стремятся сделать своего ребенка счастливым, а с другой - заинтересованы в сохранении собственных защитных механизмов. Это придает амбивалентности просьбе родителей о помощи. Терапевт подчеркивает необходимость партнерской помощи родителей в коррекционной работе с ребенком. Для решения этой задачи необходимо устранить главное препятствие - установки родителей относительно негативной оценки их отцовства со стороны терапевта. Если у родителей отсутствует необходимая мотивация, то лучше не начинать психокоррекцию с ребенком.
- Оказание поддержки по выполнению родительских функций, если родители не понимают поведения своих детей или чувствуют себя неуверенными, истощенными (особенно часто это бывает при таких диагнозах как ранний детский аутизм и синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания). Осознание родителями специфических проблем ребенка становится переломным моментом в детско-родительских отношениях.
- Изменение взаимоотношений в семье - работа с базовыми родительским функциями, в частности, ответственность за детей, вовлеченность в их жизни, коррекция собственного деструктивного поведения. Обычно в такой терапии нуждаются родители, которым самим в детстве не хватало родительского внимания. Можно выделить три основных позиции отцовства, между которыми расположены различные вариации:
- родители, которые не могут рассматривать ребенка отдельно от своих потребностей и желаний;
- родители, которые, чтобы понять своего ребенка, пытаются преодолеть свои страхи, гнев, разочарование, внутренние барьеры, конфликты из прошлого;
- родители, которые эмоционально готовы понять и принять своего ребенка.
- Индивидуальная терапия отца или матери, направленная на решение внутренних конфликтов и переживаний, которые препятствуют оптимизации условий развития ребенка. Целью такой работы выступает отказ от стереотипов поведения, которые родители ребенка переняли от своих родителей. Терапевтическая работа заключается в определении роли ребенка в семье в отношении каждого из родителей. Только после возникновения безопасных отношений с родителями становится возможным обсуждение чувств вины и стыда. Нарциссические страдания по поводу того, что ребенок нуждается в помощи, имеют место у большинства родителей. Проработки в терапии подсознательного латентного чувства вины, вызванного бессильной злостью в отношении ребенка. Терапевт анализирует эти агрессивные переживания, интерпретируя их как агрессию, направленную не на ребенка, а на его болезни. Формы проявления подсознательной агрессии родителей в отношении ребенка могут быть разными: опоздания, пропуски занятий, поиск альтернативных несовместимых форм помощи ребенку, которые противоречат друг другу.
В процессе детской и собственной терапии родителям очень важно чувствовать положительный эффект.
Родителям трудно выбрать адекватные критерии оценки достижений ребенка. Сначала родителям хочется, чтобы их ребенок благодаря коррекции быстро достигал возрастных норм психического развития. Подобные установки делают успехи ребенка незначительными и незаметными. Терапевт помогает понять ценность малейших успехов. Дети с психофизическими недостатками могут быть очень чувствительными к ожиданиям родителей. Тяжесть этих ожиданий способствует нарастанию тревоги и потому негативно сказывается на темпах развития. Слишком высокие ожидания могут спровоцировать обратный эффект - достигнутый прогресс может быть сведен на нет. Детям с психофизическими недостатками, особенно с такими диагнозами, как умственная отсталость, ранний детский аутизм, нужно много времени, чтобы чему-то научиться, а свои достижения они демонстрируют не сразу и порой довольно неожиданно.
Когда коррекция дает ощутимые результаты, у родителей отмечаются отчетливые депрессивные реакции (парадоксальная депрессия), поскольку после первых достижений они начинают более отчетливо осознавать всю сложность того пути, который необходимо еще пройти. Поэтому в течение коррекционной работы детей родители нуждаются в психотерапевтической поддержке.
Если родители, несмотря на положительные изменения в психическом развитии ребенка, продолжают вести себя по отношению к нему деструктивно, это свидетельствует о неосознанном сопротивлении. Терапевт помогает родителям преодолеть это сопротивление и внутренние барьеры, чтобы они более конструктивно взаимодействовали с ребенком.
Если в семье есть младшие дети, работа терапевта может быть диагностической, прогностической и профилактической, благодаря чему уменьшаются негативные последствия сосуществования с ребенком с психофизическим недостатком. Тревога родителей относительно развития младших детей снижается. Семья может стать счастливой, даже если коррекция недостатков ребенка с отклонениями в развитии происходит очень медленно. Способность жить настоящим, без чрезмерной тревоги может стать существенной победой в борьбе с отрицанием.
В нашей стране опыт терапии родителей детей с психофизическими недостатками не является распространенным. Родители оказываются психологически не готовыми к индивидуальной терапии даже ради ребенка.
Возможна оптимизация родительских установок путем организации индивидуальных коррекционных занятий с ребенком, в которых непосредственно участвует мать. В процессе таких занятий, с одной стороны, мать овладевает коррекционными техниками, которые она может в дальнейшем использовать в домашних условиях, с другой стороны, обеспечивается нейтрализация отдельных форм поведения матери, препятствующих психическому развитию ребенка. В частности, преодолеваются неправильные установки в отношении ребенка. Благодаря такой работе матери отказываются от «ожидания чуда» (надежды, что ребенок вдруг станет таким как все) и учатся получать удовольствие от взаимодействия с собственным ребенком.
Также успешно используется общая терапия матери и ребенка. С одной стороны, наблюдение за их взаимодействием позволяет терапевту увидеть основные конфликтные зоны и обсудить их с матерью, с другой - терапевт имеет непосредственную возможность привлекать мать к коррекционной работе в качестве партнера.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)