Структурная модель получения образования по инклюзивной форме обучения
Предварительный анализ специфики получения образования лицами с ограниченными возможностями позволил выделить структурные элементы и определить основные функциональные этапы. Получение образования лицом с особыми потребностями в общем случае является сложным, многошаговым, итеративным процессом, который учитывает большое количество специфических параметров и предпосылок, и в целом состоит из четырех последовательных этапов. Реализация каждого этапа получения образования заключается в последовательном выполнении определенных образовательных задач, касающихся организации и поддержки обучения лиц с особыми потребностями. Формально множество таких образовательных задач в определенной последовательности их выполнения удобно представить в форме соответствующего частично упорядоченного множества. С помощью отношения строгого порядка, заданного на таком множестве, сравниваются элементы, и указывается, какие элементы множества следуют за другими. В частично упорядоченное множество могут входить элементы, которые невозможно сравнить.
Поскольку получение образования лицом с особыми потребностями состоит из нескольких функциональных этапов, и на каждом из них нужно учитывать значительное количество составляющих, целесообразно задавать элементы частично упорядоченного множества и отношения на нем поэтапно.
Составляющими получения образования лиц с особыми потребностями являются такие этапы: формирование идентификационных данных, определение цели обучения на основе идентификационных данных, подбор лучших методов и средств достижения цели обучения, оценки результатов обучения.
Первый этап получения образования. Идентификационные данные, формирующиеся на этом этапе получения образования лицом с особыми потребностями, накапливаются в ходе комплексной оценки личности.
Проведение комплексной оценки лица состоит из четырех задач и заключается в накоплении регистрационных данных, проведении диагностики специалистами психолого-медико-педагогической консультации, проведении опроса родителей или лиц, их заменяющих, и, по возможности, самой личности.
Решая задачи, возникающие в ходе комплексной оценки лица, получаем комплексную оценку личности, которая является решающей для определения психологических и физических особенностей ее развития.
Второй этап получения образования. Этот этап заключается в определении цели обучения лица в зависимости от особенностей его психофизического развития. Особенности психофизического развития - это отклонение от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами. Особенности психофизического развития реализуют, исследуя результаты комплексной оценки человека, из данных, полученных в результате диагностики лица в психолого-медико-педагогической консультации, анализа информации, полученной от родителей и непосредственно от лица. В случае диагностирования отклонений от нормального физического или психического развития для лица необходимо определить цели обучения, соответствующие его потребностям и возможностям.
В процессе анализа результатов комплексной оценки лица исследуют данные, полученные в результате диагностирования лица в психолого-медико-педагогической консультации, а также информацию, полученную от родителей и непосредственно лица, проходившего диагностирование в психолого-медико-педагогической консультации. На основе анализа этих данных делается вывод об отсутствии или наличии особенностей психофизического развития.
В ходе реализации задачи определения особенностей психофизического развития по комплексной оценке личности, устанавливают особенности психофизического развития личности.
- особенности являются весомым фактором в процессе выбора цели обучения лица с особенностями психофизического развития.
- зависимости от установленных особенностей психофизического развития определяют цель обучения лица. Процесс определения цели обучения лиц с особыми потребностями реализуется участниками процесса получения образования и заключается в получении компетенций, опыта, знаний, умений и навыков в соответствующих предметных областях. Цель обучения соответствует потребностям и возможностям человека, что позволяет выделить отдельно содержание и форму обучения, непосредственно связанные с определенными особенностями психофизического развития.
Третий этап получения образования. Определяющим фактором в подборе методов и средств достижения цели обучения является надлежащий профессиональный уровень и педагогическое мастерство учителей и преподавателей, работающих с лицами с особыми потребностями, а также материально-техническое и финансовое обеспечение. Указанная категория педагогов, которые фактически формируют кадровый базис процессов обучения, должна иметь соответствующее профильное образование, систематически повышать свой профессиональный уровень, владеть современными технологическими знаниями и соответствующими навыками. К специалистам, которые обеспечивают учебный процесс лиц с особыми потребностями, принадлежат ассистенты учителя инклюзивного обучения, медицинский персонал, психологи, реабилитологи и другие профильные специалисты по нозологиям. Так, для лиц с недостатками слуха профильными специалистами являются сурдопереводчики; специалисты, обладающие системой ручных знаков для дополнения недоступных глазу элементов артикуляции; специалисты по переводу устной речи на язык жестов и наоборот. Эффективное сотрудничество разноплановых специалистов обеспечивает достижение командного принципа, что является необходимым условием успешной реализации принципов инклюзивного образования.
Индивидуальный учебный план формируется с учетом сети учебных и познавательных образовательных учреждений, доступных лицу с особыми потребностями по месту его жительства. Под позаобразовательной активностью специалисты обычно понимают посещение кружков, спортивных секций, студий, клубов и т.д., где лицо получает возможность адаптироваться к социальной жизни, приобрести опыт личностного общения, получить профессиональные навыки и тому подобное. Заведения, в которых осуществляется инклюзивное обучение лиц с особенностями психофизического развития, технически должны соответствовать современным требованиям по удовлетворению потребностей этих специфических категорий.
Введение в структуры общей системы информационно-технологического сопровождения образовательного процесса лиц с особыми потребностями такого компонента, как «родители», как составного элемента процесса формирования индивидуального учебного плана отражает, в частности, принцип командной работы в контексте реализации принципов инклюзивного образования. Знания и умения родителей и разноплановых проблемно-ориентированных специалистов интегрируются в ходе разработки и реализации индивидуального учебного плана. Под организационно-правовым обеспечением процесса заключения индивидуального учебного плана понимается нормативно-правовая законодательная база образования лиц с особыми потребностями, информация о поле деятельности общественных объединений, профильных организаций, фондов, спортивных секций, культурологических кружков. Подобранное учебно-методическое, материально-техническое, кадровое, организационно-правовое обеспечение инклюзивного обучения лица с особыми образовательными потребностями по месту жительства, в сочетании с распланированной родительской помощью, в ходе процедуры согласования формирует индивидуальный учебный план. Этот документ, разработанный с максимальным приспособлением к психофизическим и образовательным особенностям, потребностям и возможностям личности, является образовательной стратегией для лица с особыми потребностями.
Процедура реализации индивидуального учебного плана лицом с особыми образовательными потребностями заключается в проведении всех запланированных учебных действий, предусмотренных планом, с использованием соответствующего учебного, методического, материального, технического, кадрового, организационно-правового сопровождения инклюзивного образования человека.
Четвертый этап получения образования. Этот этап реализации образовательного процесса лица с особыми потребностями заключается в оценке результатов выполнения индивидуального учебного плана, сформированного на предыдущем этапе. Реальный уровень знаний лица оценивают с помощью специфических обоснованных способов. По результатам оценки знаний будет принято решение о следующем шаге образовательной работы с лицом.
Оценка результатов реализации индивидуального учебного плана осуществляется по отдельным специфическим, предварительно апробированными и верифицированным, методикам. Такие методики должны характеризовать не только учебный прогресс лица, но и обязательно анализировать прогресс в развитии его социальных умений.
Результаты реализации процедур оценки учебных достижений и развития социальных компетенций лица с особыми образовательными потребностями являются составными оценки эффективности реализации индивидуального учебного плана лица.
Результаты реализации процедур оценки учебных достижений и развития социальных компетенций лица позволяют принять решение об эффективности реализации индивидуального учебного плана лицом с особыми потребностями. Результаты реализации учебного прогресса оценивают в формате «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Если полученные измерения результатов обучения отличаются от ожидаемых, в процессе принятия решения по результатам обучения делают вывод о достаточном уровне усвоения содержания обучения и принимается решение о следующей итерации в реализации учебного процесса. В случае существенного различия между реальными и ожидаемыми образовательными результатами необходимо провести корректировку методов и средств достижения ранее поставленных целей, трансформировать заключенный или сформировать новый индивидуальный учебный план.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)