Наблюдение за учебной деятельностью учащихся
Основной метод проверки профессиональных знаний - систематическое наблюдение учителя за учебной деятельностью учащихся. Это позволяет изучить отношение учащихся к выполнению задач, умение организовать работу, планировать, осуществлять самоконтроль, умение учеников пользоваться инструкциями, образцами, выполнять задачи по плану.
Учет наблюдений ведется в специальной тетради. Такие средства помогают объективно оценить состояние развития трудовых умений и навыков учащихся. Оценка производственной деятельности состоит из качественных и количественных показателей. Поэтому отмечается темп работы учащихся: «очень медленно», «медленно», «быстро», «очень быстро». За единицу измерения принимается учителем норма времени на выполнение определенной задачи, а также качество и аккуратность выполнения: «точное выполнение», «не точное», «неправильное».
Наблюдению подлежат умения учащихся слушать объяснения учителя, доводить начатую работу до конца, а также отношение к практической работе (выполняет задачи, выполняет задание с интересом, проявляет равнодушие, работает неохотно).
Методом устной проверки учитель выясняет наличие знаний учащихся, необходимых для следующего занятия, умение применить знания, пользоваться различными инструктивными материалами.
В процессе трудового обучения учитель применяет устную и индивидуальную проверку. Такой способ проверки - важное средство коррекции развития речи, мышления, памяти, он заставляет учеников размышлять, сравнивать, делать выводы. Для облегчения ответа учащимся предлагается план рассказа, план построения чертежа, технологическая карта и т.д.
Чтобы повысить активность школьников на уроках трудового обучения применяется метод фронтального опроса, беседы. Чаще всего этот метод контроля имеет целью не оценивание знаний отдельных учащихся, а повторение изученного.
Эффективность проведения индивидуального и фронтального опроса учащихся зависит от содержания формирования вопросов, поэтому они короткие, понятные для учеников и требуют четкого ответа.
Учитель применяет такие виды вопросов:
- На применение полученных знаний при выполнении практических задач.
- На сравнение.
- На установление причинно-следственных действий.
- На изучение цели действия.
- На выявление основных характеристик, качеств предметов, условий процесса или действия.
- На выявление знаний, полученных на уроках общеобразовательных предметов.
Письменная проверка знаний позволяет учителю на одном уроке проверить одновременно всех учащихся.
С целью сокращения времени на выполнение некоторых письменных работ на уроках трудового обучения учителем применяются карточки с печатной основой, в которых ученики заполняют пробелы, выбирают один из нескольких ответов.
Проверка профессиональных умений проводится в процессе выполнения практических задач, практических контрольных заданий. Применяя метод практического контроля, учитель предлагает ученикам проведение несложных исследований, выполнение отдельных операций, чертежей. Для этого подбирает небольшие по объему задания на выполнение стежков, ручных машинных швов, пришивание пуговиц, изготовление наволочки в уменьшенном виде, снятие мерок, построение чертежа изделия, обработки застежки и тому подобное.
Каждую отдельную работу учитель сразу оценивает, обращая внимание на качество исполнения, определяет положительное в ответе или работе, а также указывает на неточности, ошибки.
Учитель учитывает и то, что есть такие ученики, у которых скорость реакции и темп мышления замедлены. Поэтому педагог спокойно выслушивает ответ каждого.
Если ученик чувствует какие-то осложнения, помогает ему вопросами, а иногда корректно подсказывает ответ. При этом добивается, чтобы ученики высказывали свое мнение точно, связно, употребляя профессиональные термины.
Ученики с меньшими познавательными возможностями требуют более внимательного отношения учителя к оценке, такие дети радуются малейшему успеху.
Подбирая задачи, учитель всегда помнит о значении индивидуального подхода к ученикам во время проверки и оценки знаний и умений, о доступности задач для каждого ученика.
Тщательный анализ устных и письменных ответов, выполненных практических задач позволяет учителю определить уровень профессиональных знаний и умений учащихся с особыми потребностями, выявить пробелы в усвоении материала, трудности и особенности учебной деятельности каждого школьника и использовать более эффективные методы обучения и коррекции знаний и умений учащихся.
Важное место в подготовке школьников к жизни занимают различные формы внеклассной работы. В первую очередь, это касается кружковых занятий.
На занятиях в кружках заложена практическая реализация общих задач, направленных на формирование личностных черт гражданина, на осуществление коллекционной направленности.
Народная мудрость заключается в использовании естественной потребности ребенка что-то делать. В кружке дети могут проявить свои способности. Учась, они заимствуют у руководителя кружка секреты вышивания, вязания, плетения для изготовления предметов домашнего обихода и быта.
В последнее время значительно возрос интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству, в частности к вышивке.
Ручная вышивка способствует развитию личности, ее образного мышления, эстетическому воспитанию, а также координации движений, ощущению пространства. Она несет в себе богатые возможности проявления художественных достопримечательностей - здесь сочетаются художественные, эстетические, этические вкусы, развивается память, воспитывается трудолюбие, формируется сосредоточенность, обогащается воображение и художественное восприятие окружающего мира.
Возникла проблема: с чего начать, как пронести идею вышивки из сердца учеников и во внеурочное время сделать так, чтобы этот вид искусства не являлся временным эпизодом на занятиях художественного труда, а проходил через всю жизнь воспитанников.
Первыми кирпичиками в реализации задачи стало ознакомление детей с изделиями народных умельцев - вышитыми блузками, рубашками, полотенцами, скатертями, картинами и т.д.
Вышивке учитель трудового обучения придает особое значение. Дети с особыми потребностями учатся различным видам швов.
Ученики не только учатся различать орнаменты, но и характеризовать их, выполнять, то есть переносить на ткань, учатся изменять орнамент, составлять его самостоятельно, используя прямые, кривые, ломаные линии, квадраты, треугольники, ромбы, изображения птиц, деревьев, цветов.
Работая в кружке, изучая вышивку, ученики развивают свою творческую индивидуальность. Это возможно потому, что ведущая роль между учащимися с особыми потребностями и учителем приходится на культуру общения, что способствует целенаправленному взаимодействию детей и учителя в процессе совместной трудовой деятельности, успешной передачи опыта.
Учебный и производственный процессы в кружке - это деловое общение взрослого наставника и детей, где для детей создается атмосфера самостоятельности, поиска, творческой работы.
Учитель должен работать творчески, организовывать работу кружка интересно, применять нестандартные формы работы, инновационные технологии. Руководитель кружка должен практиковать игровые методы обучения, используя различные народные обряды.
Овладев средства творческой практической деятельности, ребенок с особыми образовательными потребностями приобретает способность использовать их для совершенствования собственного творчества.
Сейчас эта проблема особенно актуальна. Новые рыночные отношения, повышение требований общества к личности и специалисту, быстрое развитие новых технологий обусловливают новые подходы к обучению, воспитанию, подготовке детей с особыми потребностями в условиях современной жизни и труда.
Поэтому развитие творческих способностей и воспитание высокого общественного и морально-этического качества школьников, которые в недалеком будущем должны сознательно выбрать собственный жизненный путь - одна из главных задач учителей многопрофильных учебно-реабилитационных центров. Тогда дети смогут быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, и успешно будут применять свои способности и знания в дальнейшей учебе и работе.
Изобразительная деятельность позволяет не только творчески реализоваться, раскрыться эмоционально и духовно, приобщиться к эстетическим ценностям человечества, но и получить определенную специальность, войти на рынок труда высококвалифицированным специалистом, почувствовать свою причастность к сообществу, стать полноценным и нужным членом общества. Изобразительная деятельность становится основой для освоения престижных специальностей: художник-дизайнер, художник-модельер, художник-стилист, декоратор и др. Молодые люди, которые осваивают эти специальности, увереннее смотрят в завтрашний день, активнее и целенаправленно готовятся к вхождению в самостоятельную жизнь. Это объясняется тем, что спрос на выпускников, которые имеют определенные навыки и умения, достаточно устойчивый на рынке труда.
Так, воспитание ребенка с особыми потребностями как личности позволяет усвоить определенные знания, умения, навыки, реализовать свой потенциал, сориентироваться в выборе будущей профессии, сформировать личностные качества, выработать моральные и эстетические ценности и полноценно интегрироваться в общество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)