Перспективы дальнейшего развития всей системы образования
В Законе «Об общем среднем образовании» намечены перспективы дальнейшего развития всей системы образования. Предусмотрено также совершенствование образования детей с нарушениями психофизического развития в системе учреждений общественного воспитания для обеспечения их полноценной жизнедеятельности, социальной защиты, условий для максимальной психофизической и социально-трудовой реабилитации, подготовки к интеграции в общество.
Задачи, которые стоят на современном этапе перед общеобразовательными школами, актуальны и для специальных учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями.
Развитие специальной школы, потребность общества в квалифицированных кадрах, необходимость обеспечения лицам с психофизическими недостатками конкурентоспособности при трудоустройстве в рыночных условиях обусловливают необходимость коренного улучшения трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников.
Таким образом, перед практикой все острее встает задача помочь ученикам, которые заканчивают многопрофильные учебно-реабилитационные центры, ориентироваться в окружающей их социальной действительности, способствовать определению ими своих жизненных планов.
Цель подготовки учащихся к эффективной интеграции в общество:
- сформировать навыки для работы в народном хозяйстве, готовность трудиться;
- подготовить их к сознательному выбору профессии в соответствии со своими способностями, личными интересами, предпочтениями и возможностями и с учетом общественных потребностей;
- подготовить таких детей к практической деятельности, успешной интеграции в общество и эффективной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
- сформировать психологическую готовность к конкуренции на современном рынке труда.
Итак, именно многопрофильный учебно-реабилитационный центр должен обеспечить максимально эффективную подготовку учащихся к интеграции в общество.
Успех в решении этой задачи зависит в значительной степени от правильной эффективной организации всей системы учебно-воспитательного процесса, развития основных форм трудовой деятельности, систематического привлечения к трудовому воспитанию и профориентационной работе всех педагогических звеньев и охват данной работой учащихся всех ступеней обучения.
Выявление и согласование учебных интересов учащихся с их профессиональными интересами, развитие и закрепление у них интереса к предмету и труду в данной области, активизация их познавательной деятельности рассматривается как одна из действующих форм профессионально-трудового воспитания.
Исключительная роль в подготовке детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной жизни принадлежит трудовому обучению, где ученики овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, знакомятся с профессиями, связанными с обработкой ткани, развивают свои способности и профессиональные интересы.
На уроках труда не только получают представление об определенной профессии, но и глубоко изучают все ее стороны: условия труда, содержание и перспективу ее развития, технологию изготовления различных изделий. Собственно, весь смысл этого предмета ориентирован на подготовку учащихся к труду.
Специфической целью трудового обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями является коррекция их развития. Коррекционное развитие, как специально организованный направленный процесс, осуществляется в процессе обучения.
Коррекционно-развивающая работа в специальном образовательном учреждении для детей с особыми потребностями направляется на корректировку и развитие, прежде всего, их умственной сферы.
Так, предметом коррекции является:
- познавательная сфера (ощущения, восприятия, представления, память, мышление, речь, внимание);
- эмоционально-волевая сфера;
- высшие формы организации психических процессов (логические, произвольные, опосредованные речью, регулируемые сознанием), важные для принятия и обработки информации, связанной с усвоением знаний, умений, навыков, выполнением и усвоением учебной и практической деятельности, для становления личностных качеств, личности в целом.
Развитие и коррекция профессионально важных качеств учащихся с особыми образовательными потребностями
Главной задачей педагога является подготовка учащихся к трудовой жизни, труду, практической деятельности. А это требует: во-первых, необходимых для современного производства знаний и навыков, умений; во-вторых, желания лучше работать.
Необходимостью самостоятельно рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать факты и явления производственной деятельности человека, делать выводы, учитель на уроках формирует умения, навыки, ряд личностных качеств учащихся на основе овладения знаниями и в результате коррекционного воздействия, которые в будущем позволят успешно адаптироваться в социум.
Положительное отношение к труду педагог усиливает формированием интереса к выполнению задач. Воспитание интереса происходит из-за выработки сознательного отношения к труду, когда ребенок понимает цель своей деятельности, ее значимость для себя и для окружающих; чувства долга и ответственности. На этом фоне учитель воспитывает эмоционально-познавательное отношение.
Это проявляется в сущности интереса и одновременно интенсифицирует формирование положительного опыта в различных видах деятельности.
В процессе обучения можно заметить, что и в начале трудовой деятельности, и в течение дальнейшей работы возникают конфликтные ситуации, обусловленные раздражением ребенка, который не может выполнить определенную работу.
Чтобы избегать конфликтных ситуаций негативного отношения к трудовой деятельности, педагог продумывает и внедряет такие приемы и методы, которые побуждают ребенка к преодолению трудностей, используя своевременную помощь учителя.
В течение длительного времени значительное внимание педагог уделяет путям преодоления тех трудностей, с которыми каждый ребенок с особыми образовательными потребностями сталкивается на практике. В частности, учит вербализировать те попытки, с которыми дети хотели обратиться к педагогу.
Для осознания трудовых действий (при обстоятельствах, когда ребенок знает, что делать) учитель подводит лексическую базу - названия деталей, действий, изделий, трудовых инструментов. Во время работы педагог пытается постепенно приучать учеников к опознанию и использованию специфической лексики. Со временем дети приучаются к применению названий изготовленных изделий и трудовых процессов, выполняемых на определенном этапе, с соблюдением в процессе диалога грамматических норм.
Постоянно перед учителем труда стоит задача, как осуществить обучение и воспитание, чтобы каждый смог максимально использовать свои способности и развить творческие возможности. Получение знаний всегда включает определенные трудности.
Поэтому к преодолению их учитель готовит детей постепенно - от заинтересованности из-за необходимости до творчества с нарастанием интеллектуальных затруднений.
Итак, чтобы ребенок творчески мыслил, его нужно этому научить - это основное кредо учителя-методиста.
Важным звеном такого обучения является создание педагогом соответствующих условий, при которых у детей с особыми образовательными потребностями возникает потребность в познании, желание преодолеть затруднения ради нового, неизвестного. Такие условия возникают, когда ученику надо выполнить какое-то учебное задание, но знаний недостаточно, и чтобы достичь цели, он свою деятельность направляет на поиск новых знаний или способов действий.
Учитель создает такие предпосылки системы трудового обучения, при которых можно совместить обучение детей с особыми потребностями с их умственным развитием.
Одновременное участие учителя и ученика в учебно-педагогической деятельности направлено на обмен личным опытом, построено на основе сопереживания, соучастия, взаимоуважения, сотрудничества учителя и учеников с особыми образовательными проблемами. Чтобы осуществить личностный подход учитель труда постоянно изучает особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки учеников, которых он учит.
Учитель, который принадлежит к гуманной педагогике, должен быть другом и единомышленником, то есть переживать вместе со своими воспитанниками радость борьбы за достижение цели, вместе побеждать трудности.
На первом этапе в обучении швейному делу педагог применяет репродуктивность. Ученикам учитель дает подробные объяснения и точные инструкции по выполнению запланированных изделий. Этот этап характерно выражен в пятом и шестом классах. От его организации во многом зависит успех дальнейшей коррекции познавательной самостоятельности. Здесь учитель должен сочетать репродуктивность и творчество, соблюдая ряд условий:
- выполняя действия по образцу, постоянно стремиться к творчеству;
- самостоятельную работу организовать так, чтобы ученик с особыми образовательными проблемами, выполняя задачи, сознательно стремился достичь цели;
- при работе по образцу развивать умение саморегуляции и самоконтроля;
- задания по образцу подбирать по принципу возрастающей трудности;
- в процессе выполнения заданий направлять учеников на проявление собственной инициативы.
На следующем этапе происходит сотрудничество ученика с особыми образовательными потребностями с учителем трудового обучения во время выполнения задания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)