- Этап 2. Изучаем ситуацию вместе
Информируйте школьное сообщество перед тем, как принимать какие-либо конкретные решения относительно будущего плана, также нужно ознакомить с Индексом широкую общественность школы. Можно организовать информационное мероприятие в формате Дня профессионального развития, как описано ниже. Тренинг по профессиональному развитию может провести один или несколько членов команды по планированию, которые хорошо ориентируются в материалах Индекса. Коллективная презентация будет служить моделью сотрудничества.
В ней также может участвовать лицо, которое не относится к школьному сообществу, при условии, что при нем учителям комфортно высказывать свои мысли. Например, представитель местного органа управления образования, которого не воспринимают как проверяющего, или коллега из другого учебного заведения, который уже имеет опыт работы с Индексом. Повторяя мнение «Путеводителя по инклюзии», стоит заранее заверить коллектив в том, что от него не требуют менять в школе все сразу. Индекс помогает выбирать приоритеты для плана развития школы и внедрять инклюзивные и последовательные изменения. По итогам такого тренинга группа по планированию может пополниться новыми членами.
Выясните мнения членов коллектива и школьного совета
Метод сбора мнений о деятельности школы будет зависеть от численности опрошенных. Так, вариант с общим собранием в большом учебном заведении окажется непрактичным (за исключением вступительного информационного тренинга). Процесс опроса можно организовать на базе предметных кафедр или годовых параллелей, за каждой из которых закреплен тот или иной участник группы по планированию. Может быть целесообразным провести совместные встречи различных групп для изучения различных наборов вопросов. Чтобы собрать информацию, следует предусмотреть много способов представления мнений, чтобы услышать голоса тех, кто не в состоянии посетить встречу или не решается высказать свою позицию в большом кругу. Например, координационной группе следует рассмотреть возможность проведения отдельных обсуждений
с ассистентами учителей, работниками, которые присматривают за детьми во время обеденного перерыва, или педагогу. Можно также предложить отдельно давать индивидуальные ответы на индикаторы и вопросы. Вместе с тем при подготовке таких встреч нужно обращать внимание на барьеры, которые обусловили необходимость их проведения, и устранять их.
День профессионального развития.
Одним из вариантов, который позволяет начать процесс сбора информации, является День профессионального развития, где вместе работают члены коллектива и наблюдательного совета школы. Такой тренинг можно организовать совместно силами нескольких учебных заведений, один из которых уже начал работать с Индексом. Его главной целью является обсуждение различных идей относительно приоритетов развития определенной школы, которые команда по планированию затем должны собрать и обобщить. Вместе с тем накопленный в течение этого дня импульс творческой энергии может запустить процессы развития в неожиданных направлениях.
В качестве подготовки к вступительному тренингу следует выбрать и адаптировать задачи. Нужно решить, будут ли участники обсуждать ценности и формировать определенную систему ценностей (и если да, то каким образом можно это сделать); как построить начальную работу с индикаторами и стоит делать копии анкет с индикаторами и план развития школы. Можно предложить участникам предварительно выбрать любимый вопрос по или ведущие могут по своему усмотрению выбрать те вопросы, которые считают наиболее актуальными для этой школы. Кроме того, стоит заранее решить технические моменты по записи мыслей, которые будут выражать различные группы, и варианты по сбору анкет и листов с планами.
Исходя из собственного опыта обработки материалов, координационная группа должна определить, сколько времени понадобится участникам для выполнения задач. Им нужно будет поддерживать активный темп работы на тренинге, чтобы успеть выполнить все задачи, запланированные на этот день.
Первое знакомство с Индексом, которое можно провести в формате коллективной презентации, стоит начать с иллюстрации, которая обобщает некоторые способы использования индекса для содействия развитию учебных заведений. Во время презентации следует остановиться на системе ценностей, способах интеграции инициатив и на употреблении ключевых понятий, таких, как барьеры, ресурсы и поддержка.
День профессионального развития: изучение ценностей и состояния обучения и участия в школе
9:00 - 9:30 Вступительная презентация Индекса (для всего коллектива)
9:30 - 10:30 Любимые вопросы. Использование индикаторов для выявления проблем
10:30 -11: 00 Чай
11:00 - 11:30 Ценности и действия
11:30 - 12:30 Инклюзия, барьеры, ресурсы и поддержка
11:30 - 12:30 Обед
13: 30 - 14:30Анализ практики разработки и внедрения школьного плана развития
14:30 - 15:30 Обмен мнениями о приоритетных задачах для развития и дальнейшее исследование (в малых группах, затем в общем кругу с участием всего коллектива)
15:30 - 15:45 Дальнейшие шаги (обсуждение под руководством координационной группы)
15:45 Чай
Определите ориентировочные направления развития и проведите дальнейшее исследования
Как правило, после обработки индикаторов и вопросов участники могут определить конкретные участки работы в пределах школы, которые, по их мнению, требуют совершенствования. Параллельно с этим участники также могут выявить аспекты, которые они способны изменить сразу - самостоятельно или с помощью коллег. Кроме того, в процессе обсуждение могут возникнуть вопросы, которые необходимо изучить подробнее и уже потом принимать то или иное решение. Следует заметить, что некоторые приоритеты определяются вскоре после сопоставления информации от различных групп и после дальнейших консультаций.
Спланируйте следующие шаги.
В конце однодневного вступительного тренинга для всего коллектива руководитель группы по планированию должен объяснить, каким образом будут использоваться собранная информация и высказанные мнения. Координационная группа должна завершить сбор информации от работников и членов школьного наблюдательного совета и сопоставить ее. По итогам этой работы могут определиться участки, по которым нужно получить дополнительную информацию от детей, родителей / опекунов и других представителей общественности. Также члены этой группы должны определить, каким образом они будут собирать информацию от тех, кто не смог принять участие в тренинге.
Выясните мнения детей
Как показывает опыт учебных заведений, использующих Индекс, консультации с детьми и молодежью помогают выявить барьеры для обучения и ресурсы, чтобы преодолеть их там, где их раньше не замечали. Сбор информации о школе от детей можно интегрировать в учебный процесс - например, проводить такую работу во время занятий по развитию речи, изучать роль фактических свидетельств на уроках естественных дисциплин или в рамках внеклассной деятельности по построению в школе модели демократического общества. Необходимо дать возможность каждому ребенку выразить свои мысли и идеи в той или иной степени - даже если очень немногие предоставляют такую информацию во время подробной беседы.
В работе с детьми полезным методом сбора ин формации являются анкеты, но наибольшую пользу от их применения можно получить в режиме группового обсуждения, когда они становятся стимулом для дальнейшего диалога. Ниже приведены две анкеты о «моей школе» - одна адресована для учеников начальных и средних классов, а вторая предназначена для самых маленьких детей. При этом некоторым из них может понадобиться помощь в заполнении анкеты. Работая с маленькими детьми, целесообразно зачитывать каждый вопрос и предлагать помощь тем, кто не понял, о чем в нем говорится и что от них требуется сделать, а также тем, кому сложно записать свои приоритеты в конце анкеты. Нужно поощрять детей давать продуманные и честные ответы, а не пытаться подобрать ожидаемые работниками или другим детьми. Анкеты можно адаптировать с учетом особенностей определенной возрастной группы, недавних событий в школе или совместного опыта учащихся.
Кроме использования вопросов, также существуют другие приемы мотивации детей выражать свои мысли о том, что им нравится и не нравится в школе, и свои взгляды относительно барьеров и ресурсов для обучения. Чтобы в полной мере понять их проблемы, как и проблемы взрослых, прежде всего нужно внимательно слушать то, что они говорят и о чем молчат. Кроме того, можно выяснить взгляды детей с помощью фотографий, в ходе специально спланированных экскурсий по школе и прилегающей территории, карты и рисунки, драматические сценки, которые создают сами дети, и разыгрывают другие дети или куклы; а также анализируя их отзывы на рассказ, фильмы и сценки. Детей и взрослых можно привлекать в процесс наблюдения за практикой, документирования и отчетности о ней. Такая деятельность становится основой для совместного анализа и выработки предложений по перспективным изменениям. В начальной и в частности в средней школе стоит попросить у детей разрешения в течение дня побыть молчаливым наблюдателем в классе.
Это поможет понять, как они воспринимают различные формы и методы обучения и преподавания, насколько комфортно чувствуют себя на площадке, как оценивают имеющиеся дружеские отношения, как относятся к учителям и их ассистентам. Можно создать комбинацию взглядов и опыта детей в форме мозаики. Запомните мнения родителей / опекунов и представителей местной общины. Дополнить картину школы помогут консультации с родителями / опекунами и другими представителями общественности. Они позволяют получить дополнительную информацию от людей, которые глубоко интересуются вопросами образования детей. Также приведена анкета для родителей / опекунов «Школа моего ребенка». Подобно другим анкетам, ее можно использовать как стимул для родителей присоединиться к всестороннему обсуждению барьеров и ресурсов в учебном заведении.
Школы используют различные приемы, чтобы поощрять родителей заполнять анкеты. Например, одна школа решила провести опрос во время летней ярмарки, которая традиционно проводит ежегодно. В другой школе с того же района раздали анкеты, и родители их заполняли, ожидая своей встречи с тем или иным педагогом. На следующий день анкеты были направлены по почте родителям, которые не смогли посетить школу. К каждой анкете был прикреплен специальный отрывной талончик, который давал право на участие в розыгрыше призов.
Также группа по планированию может предложить другие способы активизации привлечения родителей - в частности когда на школьные собрания их приходит традиционно мало. Например, стоит рассмотреть возможность провести встречу с родителями за пределами школы, если есть причины надеяться, что перенос собрания в другое место поможет обеспечить лучшую посещаемость. Следует предусмотреть различные варианты участия в процессе консультаций. В одной школе штатный специалист по работе с родителями и член команды по планированию организовал перевод вопросов для родителей / опекунов, которые не знали английского, и сами выполняли функции переводчиков вовремя обсуждения в группах. Другие школы предоставляли друг другу свои переводы анкет.
Главным принципом в проведении встреч должно быть желание услышать мнения родителей / опекунов. Также встречи можно организовывать совместными усилиями членов коллектива и родителей / опекунов. На этом мероприятии целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:
- Какие сильные стороны этой школы?
- Что могло бы помочь улучшить обучение вашего ребенка / детей в этой школе?
- Что можно было бы сделать, чтобы ваш ребенок / дети были счастливы в школе?
- Что бы вы больше всего хотели изменить в этой школе?
Родители могут прийти на такую встречу с уже заполненными анкетами. Их также можно использовать как «домашнее задание» после встречи или для сбора информации от тех, кто не смог присутствовать. Дополнительно к консультациям родителями / опекунами стоит попробовать выяснить мнения других представителей общины, проживающих
в районе школы. Ученический контингент может не отражать состав местного населения - в частности в плане его этнического разнообразия, инвалидности или социально-экономического статуса. Изучение взглядов местной общины поможет школе в ее попытках стать более репрезентативной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)