Ценность человека, его права и свободы
Сегодня все чаще приходится слышать о необходимости внедрения европейского уровня стандартов с учетом намерения нашего государства построить подлинно демократическое гражданское общество, где на первое место выходят ценность человека, его права и свободы. Одним из признаков такого общества является гуманизация всех сфер человеческих отношений, включая гуманное отношение к людям с особыми потребностями.
Сегодня люди с особыми потребностями - это полноценные члены любого цивилизованного общества, которые имеют равные со всеми права на труд и отдых.
Одним из важных направлений гуманитарной политики является интеграция людей с особыми потребностями в культурную среду, а также защита прав инвалидов на творческое развитие и создание им условий для полноценного доступа к культурным объектам. Приоритетное значение придается, в том числе, вопросам приспособленности учреждений культуры к потребностям инвалидов.
Однако очевидно, что ни один человек не сможет воспользоваться предоставленными ему правами, если он не имеет соответствующих условий для их реализации, ведь на практике людям с особыми потребностями приходится сталкиваться с большим количеством всяческих проблем. Одна из них - доступность окружающей среды, является основой интегрированного общества, в жизни которого люди с инвалидностью могут принимать повседневное участие.
Часто наши неполноценные сограждане не покидают свою зону комфорта, граница которой преимущественно совпадает с порогом их домов, они элементарно лишены возможности беспрепятственного доступа к объектам культуры и получения адекватных их состоянию здоровья услуг. Так, например, люди с недостатками слуха, которым трудно ориентироваться в помещениях, или получить необходимую информацию из-за отсутствия текстовых материалов, информационных табло и т.п., одновременно инвалиды по зрению требуют обеспеченности аудиоматериалами.
Получается, что тезис о полноценном, равноправном участии этой уязвимой категории населения в культурной жизни не всегда и не везде воплощается на практике. Сейчас перед обществом в целом, и отраслью культуры, в частности, достаточно остро стоят вопросы типа: когда наконец инвалид в нашей стране будет чувствовать себя не объектом, а субъектом социально-культурной деятельности, или что можно изменить в сфере культуры для того, чтобы люди с особыми потребностями не оставались людьми с ограниченными возможностями?
Решению проблемы ресоциализации лиц с функциональными недостатками средствами культуры и искусства активно посвящают сегодня свою деятельность ведущие музейные учреждения страны, театры, концертные залы, библиотеки, кинотеатры и т.д. В сотрудничестве с другими отечественными и международными институциями, общественными организациями и волонтерами они воплощают в жизнь интересные проекты, причем некоторые из них не ограничиваются территорией одного учреждения, а охватывают целый ряд профильных учреждений, с привлечением к участию иностранных коллег.
В мире существует множество интересных наработок по работе с инвалидами, среди них и альтернативные методы, которые все шире применяют на практике отечественные музеи, особенно это важно для работы с детьми-инвалидами, ведь они фактически «исключены» из жизни общества и отчуждены от многих культурных и образовательных ресурсов.
Музеи как центры неформального обучения и развития личности могут повлиять на ситуацию. Речь идет не только об обеспечении физического доступа, но и о специальных услугах и программе для «особых» детей, разработанных работниками музея в партнерстве со специалистами-реабилитологами, дефектологами, арт-терапевтами, а также через взаимодействие с семьями.
Существенную работу, направленную на адаптацию людей с особыми потребностями в музейном пространстве, проводят профильные учреждения, которые являются последователями европейских ценностей, а потому находятся в авангарде музейных инноваций.
В современном мире мерилом цивилизованного отношения к людям с особыми потребностями является обеспечение этой категории посетителей возможности как можно полнее воспользоваться предлагаемой музеем культурной программой. Последняя должна включать образовательные, художественные, педагогические, издательские и мультимедийные меры, то есть весь комплекс учебно-образовательного и рекламного воздействия, который часто называют музейной педагогикой. А основной принцип, о котором следует помнить, - работаем не для инвалидов, а с инвалидами.
Так можно ли в нашем обществе изменить ситуацию к лучшему и сделать мир искусства и культуры доступным для людей с инвалидностью? Оказывается, да. Надо только захотеть понять духовные потребности и желания этих людей. И необходимо помнить, что подход к обеспечению потребностей людей с инвалидностью - это яркий показатель прогрессивности общества, который отражает состояние его культурного и духовного развития, состояние достоинства личности.
Конечно, в Европе социально-реабилитационные технологии поддерживаются государственными структурами, в них планово вкладываются средства, целая армия профессионалов работает над совершенствованием методик по работе с инвалидами. Впечатляет и разнообразие реабилитационных мероприятий. Большим уважением пользуется, например, социальное искусство, которое развивается на базе самодеятельных театральных коллективов, специальных творческих школ, лабораторий и т.п.
Путь к гуманизму и уважительному отношению к правам и свободам каждой личности - это непростой и долгий путь, на его преодоление уйдет не один день, но при содействии государства и с помощью общественных организаций, волонтеров и всех людей доброй воли, необходимо уже сегодня формировать политику своего региона, своего города, своего заведения таким образом, чтобы учитывались интересы тех, кто больше всего нуждается во внимании общества и не может самостоятельно интегрироваться в культурную жизнь общества - чтобы «вырастали крылья и болезнь отступала».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)