- Этап 1. Приступаем к работе. Продолжение
В работе придерживайтесь принципа инклюзивности
Преобразование собеседников в «критических друзей» друг для друга, переход от дискуссии к диалогу - это инклюзивный процесс. Группа планирования должна служить моделью инклюзивной практики в школе; действовать на основе сотрудничества; не допускать, чтобы в процессе взаимодействия доминировала какое-то одна лицо или несколько лиц. Члены группы должны чувствовать, что они могут доверять друг другу, свободно изъясняться, не опасаясь нежелательной огласки. Важно, чтобы каждый член группы предлагал свои мысли таким образом, чтобы открывать путь для дальнейшего диалога. Также следует положительно воспринимать разногласия во взглядах, ведь они являются тем стимулом, который движет группу вперед в ее мышлении. Попробуйте взглянуть на этот вопрос через призму собственного опыта, иногда довольно заманчиво рассматривать инклюзию и исключения как явления, которые происходят в различных местах, раздельно или относящихся к определенным людям. Мы считаем, что включение и исключение в отношении как детей, так и взрослых необходимо- они существуют в нашей жизни как на работе и дома. Таким образом, в целях укрепления интеграции и уменьшения изоляции, нам необходимо изучить свои собственные ценности и убеждения, и их собственные предубеждения в ситуациях, когда мы сталкиваемся с барьерами для обучения и участия и НЕ достигаем результата. Храните записи документированной информации о работе группы, это будет иметь неоценимое значение, когда приходит время работы над любым промежуточным результатом за предыдущий квартал, полугодие или год.
Координационная группа должна ознакомиться с индикаторами и вопросами. В общих чертах показано, как их применение для детального анализа культуры, политики и практики в учебном заведении одновременно также поощряется диалог о ценностях и помогает объединять между собой другие принципиальные подходы к совершенствованию деятельности школы, преодолевать барьеры и мобилизовать ресурсы.
Также есть повод обсудить значение применения анкет. Подробный анализ ответов на них с построением графиков, столбиковых диаграмм и таблиц требует много времени и отдаляет начало практических действий по развитию школы. Поэтому важно помнить, что в случае применения анкет для проведения консультаций с работниками, родителями и детьми сопоставлять нужно не все анкеты полностью, а те приоритеты, которых обобщают мнения респондентов о том, какие аспекты следует развивать в заведении. Все индикаторы сформулированы таким образом, что общее согласие о том, что они действительно характеризуют школу, можно рассматривать как итоговую оценку. Иногда люди изображают свое учебное заведение более инклюзивным, чем он есть на самом деле. В процессе обсуждения, как члены группы привыкнут доверять друг другу и начнут чувствовать, что могут быть честными друг с другом, может оказаться, что степень инклюзии уменьшается. Это ограничивает возможности для использования анкет Индекса без дальнейшего исследования для оценки прогресса в развитии инклюзии.
Найдите время для диалога о ценностях
Можно ожидать, что изучение индикаторов и вопросов побудило участников вернуться к проблеме ценностей. Группа может продолжить обсуждать их, начав диалог вокруг индикатора А2.1 «Школа развивает совместные инклюзивные ценности». Мы советуем пересмотреть систему ценностей и то, как она трансформируется в кредо школы.
Выработайте общий понятийный аппарат: инклюзия, барьеры, ресурсы и поддержка многообразия
Было бы неплохо, если бы участники группы сначала сами обсудили свое видение терминологии Индекса перед тем, как объяснять ее другим.
К исполнению задач лучше приступать после прочтения индикаторов и вопросов, которые связаны с этими вопросами. Коллеги, которые пользуются Индексом в своей деятельности, замечали, что в процессе работы с материалами они постепенно меняли свой подход к инклюзии, барьерам, ресурсам и поддержке многообразия.
Проанализируйте изменения и мероприятия, ориентированные на процесс развития, которые реализуются в школе
Индекс дает возможность проанализировать, каким образом организован процесс развития школы. Учебные заведения очень отличаются своими подходами к планированию развития. Некоторые привлекают к работе широкую группу людей, которые относительно систематически работают вместе. Другие разрабатывают отдельный письменный документ с участием нескольких человек, а иногда этот документ готовит даже один человек. Индекс обеспечивает значительную поддержку в написании плана развития школы любому, на кого возлагается такая ответственность. Мы надеемся, что работа с Индексом поможет школам, которые не используют подход, базирующийся на широком участии, и осознании преимущества более широкого и глубокого привлечения работников, детей, молодежи и их семей в процесс планирования.
Большинство учебных заведений с целью совершенствование своей деятельности внедряют разнообразные меры или программы дополнительно к соответствующему плану. Такая работа может быть начата самой школой, осуществляться в рамках местной или национальной инициативе, или по итогам инспекторской проверки. Членам группы, которая работает с Индексом, рекомендуется составить перечень таких мероприятий и оценить, насколько они способствуют инклюзии или, наоборот, мешают ей.
Рассмотрите возможности для новых инициатив
В школах проводится большое количество мероприятий, которые обусловлены самыми разнообразными причинами, - по инициативе активных педагогов и родителей, благодаря появлению новых источников финансирования или выполнение указаний со стороны органов власти. Иногда государственные программы дают новое название тем или иным мерам, в результате чего работа, которая уже проводится в школе в этом направлении, частично отходит на второй план. Например, учителя пытаются использовать на уроках знания и навыки, которые дети приобретают дома, а продвижение инициативы по «активизации обучения за пределами классной комнаты» может оставлять без внимания эту практику, вместо ее интеграции.
Поработайте с предложенной структурой планирования
Скопируйте схему «Структура планирования» и запишите в ней свои приоритеты развития. Также участники группы должны обсудить промежуточные меры, которые будут проходить по каждому направлению и разделу Индекса, чтобы обеспечить достижение этих ключевых целей. Приоритет - или ключевую цель - можно сформулировать на основе одного или нескольких индикаторов, одного или нескольких вопросов, или выбрать другую важную проблему, которая не отражена в индикаторах и вопросах.
Кроме того, группа должна продумать качественный план с комплексом мер, рассчитанных на короткую, среднюю и долгосрочную перспективу.
«Создание куррикулума» для остальных коллег.
Содержание записей в соответствующей клеточке на схеме «Структура планирование» будет зависеть от того, насколько точно школа следует рекомендациям этого раздела. В то же время при формировании своего куррикулума учебные заведения, как правило, пытаются приблизить его к опыту детей и учитывать современную проблематику. Например, если школа намерена усиливать тематику экологической устойчивости и мировой общественности с помощью меж предметных связей, то такие планы записываются в этой ячейке схемы.
Проанализируйте барьеры для применения Индекса
После ознакомления с материалами Индекса у членов группы могут появиться новые мысли о том, как лучше организовать презентацию Индекса для общего школьного сообщества и возможные проблемы которые при этом следует учитывать.
Они могут поделиться своими идеями относительно способа представления Индекса для остальных школ, а также барьеров, с которыми, возможно, придется столкнуться, и стратегий их преодоления.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)