- Этап 1. Приступаем к работе
Начинайте там, где можете, и с того что можете
С предыдущими изданиями Индекса работали тысячи людей, и мы знаем, насколько по-разному его можно использовать. Подобно любой другой книге, он может быть источником идей, служить для составления задач и написания рефератов, для преподавания и для работы с общественностью в различных организациях и структурах.
В этой части Индекса мы поговорим о том, какую роль он может играть в развитии учебного заведения. При этом инициатива не обязательно должна идти от педагогического персонала.
Она может принадлежать родителям / опекунам, членам школьного наблюдательного совета, детям, или органам ученического самоуправления. Из опыта применения Индекса подан отчет о первой встрече с учительницей, которая также занимала должность координатора по вопросам инклюзии и чью кандидатуру школа предложила для участия
в процессе апробации рабочего варианта этого издания. Раньше нам приходилось читать отчеты, в которых описывались ограничения группы в начале работы с Индексом. Для себя мы сделали вывод, что группа, которая действительно начинает работать, является идеальной. Это успешный шаг в направлении инклюзии. Одна встреча, где зарождается диалог, уже сама по себе является достижением и навсегда оставляет свой отпечаток.
Создать группу по планированию
Тем не менее, как следует из отчета учительницы, цель работы Индекса - ввести единый инклюзивный подход к развитию школы. Свои дальнейшие встречи группа может посвятить разработке стратегии для решения этой задачи. Формирование новой группы, которая работает параллельно, но с мерами, которые школа осуществляет в обычном режиме для оценки и развития своей деятельности, является приложением к общему объему работы персонала. Поэтому в такой ситуации возникают вопросы обеспечения согласованности работы школы и относительно жизнеспособности любых нововведений.
В некоторых случаях с предложением использовать Индекс выступают члены уже созданной команды по планированию развития школы. Независимо от того, как начинается этот процесс, может возникнуть необходимость расширить круг участников группы - с тем, чтобы в ней были представлены учителя и непедагогические персонал, родители,
дети, молодежь и члены школьного наблюдательного совета. Важно, чтобы группа отражала гендерный и
этнический состав учебного заведения. Впоследствии, в ходе работы, могут быть предъявлены кандидатуры новых участников. В условиях средней школы с большим количеством учащихся целесообразно при каждой кафедре создать свою группу, которая будет работать, координируя свои действия с центральной группой.
Материалы Индекса должны быть доступны для всех членов группы. Школам рекомендуется сделать копии любых частей, которые они намерены использовать в своей практической деятельности.
Заручитесь поддержкой
Многие школы на практике убедились в том, что в начале полезно иметь поддержку со стороны человека с опытом внедрения Индекса. Часто использование материалов Индекса начинается по заключению соглашения с таким человеком. Внешний специалист способен помочь разработать оптимальный вариант запуска процесса и привлечения к нему членов коллектива и других участников. Он или она также может помочь сделать материалы более доступными и развеет опасения, которые часто возникают в процессе выполнения больших сложных задач. Важно также, чтобы такой внешний консультант по вопросам внедрения Индекса поощрял работников, детей и родителей / опекунов брать на себя ответственность за эту работу, давал им понять, что они способны в определенной степени влиять на развитие своей школы.
Кроме того, опыт некоторых учебных заведений свидетельствует о том, что к работе группы по планированию стоит задействовать «критического друга». Им может быть кто-то, кто не принадлежит к школьной общины, однако хорошо ее знает и может оказывать поддержку и одновременно стимулировать объективную дискуссию. Также это может быть лицо,
которая способна помочь организовать подробное изучение состояния дел в школе, сбор и анализ мыслей членов коллектива, школьного наблюдательного совета, родителей / опекунов и детей. Среди тех, кого обычноприглашают выступить в роли «критического друга», - учителя из других учебных заведений, советники по вопросам образования при местных органах власти, представители школьного наблюдательного совета, педагогические психологи и ученые. Начиная работать с Индексом, две школы - начальная и средняя - решили воспользоваться этой возможностью, чтобы укрепить свои связи и для этого в качестве «Критических друзей» привлекают координаторов по поддержке обучения друг друга.
Из практики применения Индекса
Удачный пример: старшая школа Винтерберг. Первая встреча у меня получилась очень удачной. Я тщательно отнеслась к выбору участников и пыталась приглашать тех, кто был бы действительно полезным. В этот список я внесла своего руководителя, который представлял администрацию школы; ребенка, который находится под государственной опекой и получала специальную поддержку по плану психолого-педагогической коррекции девочку азиатского происхождения, которая была официально отнесена к категории «талантливых и одаренных»; отца двух подростков, которые увлекались спортом; и двух членов школьного наблюдательного совета: один из них отвечал за организацию производственной практики и стажировки, а второй занимался детьми, которые нуждаются в социальной защите, и входил в состав нашей административной команды. Также я пригласила учителей, которые были свободные на то время.
Для создания неформальной атмосферы я подготовила нехитрое угощение: удивительно, как много можно достичь с помощью пачки печенья и пакета винограда. После простой вступительной части, чтобы «разговорить» присутствующих, я воспользовалась идеей упражнения- «ледокола», которую мы выполняли во время обеда на координационном совещании для нашего региона: участники должны были объединиться в тройку и рассказать о себе две правды и одну ложь. Я попросила своих собеседников рассказать, как они понимают инклюзию, и в итоге мы пришли к общему мнению, что инклюзия означает «привлекать каждого».
Когда мы обсуждали барьеры, дети обратили внимание на то, что это несправедливо, когда ученикам двух последних классов сходят с рук поступки, за которые принято наказывать в младших классах, и учителя и родители с этим согласились. Также важно, что все участники - педагоги, родители и дети - отмечали проблему коммуникации. Когда кого-то из учеников выгоняли с урока, то могла пройти неделя, пока родителям домой отсылали соответствующее сообщение. Перед тем школа в основном перешла на систему электронного документооборота, и предполагалось, что родители имеют доступ к Интернету, тогда как на самом деле у многих дома не было компьютера. В школе установили несколько компьютеров для широкой общественности, однако родители не решались ими пользоваться. Даже во время родительского собрания им не давали никакой информации о детях, потому что ожидалось, что они смогут все прочитать дома на веб-сайте или в своей электронной ящике. Дополнительно определилась проблема курения. Некоторые работники школьной столовой ходили на перекур туда же, где собирались курильщики-старшеклассники.
Рядом с негативными аспектами прозвучали и положительные. В частности, все согласились, что в области особых образовательных потребностей коммуникация была налажена хорошо и совет ученического общежития, и ученическое самоуправление в школе очень активны. Кроме того, в учебном заведении существует много ресурсов, которых не совсем достаточно, учитывая большой спрос, так как школа является популярной, а ее ученический контингент постоянно расширяется.
Мы договорились в дальнейшем собираться дважды в семестр. Участники осознавали, что это только начало и что работа с Индексом повлечет за собой глубокие изменения после детальной проработки материалов. Я показала его специалисту, который в школе отвечает за подготовку отчетов о результатах самооценки, и он отметил, что это эффективный инструмент его проведения. Индекс давал нам возможность отойти от процесса разработки плана развития школы, который инициируется и управляется сверху. Описанный в нем подход прямо противоположный. Без Индекса мы бы с этим не справились. Понятно, что мы могли бы (и должны были) сделать это самостоятельно, однако он дал нам повод начать работать в таком русле, и это мне нравится.
Координатор по вопросам инклюзии Старшая школа Винтерберн
Следует заметить, что любое внешняя лицо должно быть готово довести дело до конца и сопровождать школу в течение всего достаточно длительного периода работы Индекса. Поэтому лучше, чтобы участники команды по планированию сами становились «критическими друзьями» друг для друга, чем приглашать для выполнения этих функций кого-то, кто не может взять на себя обязательства посещать ряд встреч в течение года. Все члены группы должны быть готовы ненавязчиво побуждать своих коллег приводить фактические данные для обоснования своих мыслей и выводов о работе школы
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)