Тяжесть нарушений социальной адаптации
Признаки аутизма могут иметь разную степень тяжести, от чего зависит тяжесть нарушений социальной адаптации; могут меняться в ответ на изменение обстоятельств существования. Дефицит когнитивных функций может увеличиваться в течение времени в результате воздействия аутистической симптоматики на развитие ребенка, или уменьшаться при проведении эффективных медико-социальных и педагогических вмешательств.
Не исключайте аутизм, если:
- ребенок имеет хороший зрительный контакт, улыбается и демонстрирует любовь к членам семьи;
- ребенок демонстрирует присущую его возрасту игровую деятельность и речь;
- кажется, что основные проблемы с развитием ребенка решены после эффективного, основанного на потребностях, вмешательства (например, поддерживающей структурированной учебной среды);
- предварительные оценки показали, что аутизма нет, но стала доступной новая информация.
- помощь пациентам с аутизмом распределяется на первичную, вторичную, третичную.
- медицинская помощь пациентам с аутизмом предоставляется врачами общей практики - семейными врачами, врачами-педиатрами, которые имеют специальную подготовку и подтвердили свою квалификацию в установленном законодательством порядке, и детскими врачами-психиатрами.
- проведение ранней медицинской реабилитации (помощи в рамках программ раннего вмешательства) с использованием методологии воспроизводимого онтогенеза; других медико-социальных, поведенческих вмешательств. Врач должен помочь семье получить доступ к целесообразным, основанным на доказательствах структурированным образовательным и поведенческим вмешательствам у пациентов с аутизмом. При этом он может опираться на имеющиеся в обществе ресурсы учреждений дошкольного и школьного образования, реабилитационных учреждений, подчиненных министерству труда и социальной политики, учреждений, созданных организациями потребителей и общественными организациями. Различают поведенческие, коммуникационные, специальные образовательные вмешательства и другие формы медико-социальной помощи.
Для очень маленьких детей вопросы диагностики и определения общей программы лечения являются наиболее важными. У детей школьного возраста более актуальны организация психофармакологического лечения, решение поведенческих проблем и организация обучения. Для подростков первостепенное значение имеет профессионально-техническая и профессиональная подготовка и достижение максимально возможной самостоятельности и самодостаточности. Для совершеннолетних пациентов - организация поддержанного проживания в пределах имеющихся в обществе ресурсов.
В рамках долгосрочного сотрудничества родители и сибсы (опекуны) детей с расстройствами спектра аутизма также требуют предоставления поддержки. Ребенок с аутизмом создает серьезные проблемы для семьи и сибсов (опекунов). Во внимание следует принимать повышенный риск развода, социальную изоляцию семьи вследствие загруженности проблемами больного ребенка, злоупотребление привлечением здоровых сибсов к оказанию помощи больному ребенку, уменьшение доступности здоровых сибсов к образовательным и культурным возможностям.
Клиницисты должны целенаправленно интересоваться использованием альтернативных процедур и быть готовыми к обсуждению их риска и потенциального вреда.
Большинство альтернативных или дополнительных подходов к лечению имеют очень ограниченные эмпирические доказательства, однако семьи детей с расстройствами спектра аутизма демонстрируют склонность к их применению. Важно, чтобы врач мог обсудить эти подходы с родителями, понимая мотивацию родителей искать новые, более эффективные на их взгляд, методы лечения.
Большинство альтернативных методов лечения не опираются на принципы научной доказательности или имеют доказательства неэффективности, полученные при проведении контролируемых испытаний, но характеризуются небольшим риском применения: дельфинотерапия, другие разновидности анималотерапии, диеты без глютена и казеина. Применение других альтернативных методов является более опасным: введение секретина, назначение приема витамина В6 и магнезии, использование нейрометаболических, сосудистых стимуляторов, прием человеческого иммуноглобулина, электро- и магнитостимуляции мозга. Распространено необоснованное применение лекарственных средств, являющихся производными вытяжек из тканей животных. Эмпирическое применение таких методов лечения не свидетельствует, что эти методы могут сопровождаться осложнениями и потенциально опасными побочными эффектами, но риски применения и потенциальная терапевтическая польза этих лекарственных средств у детей больных аутизмом не уточнены.
Некоторые виды лечения имеют значительный потенциальный риск для ребенка, например, смертность и заболеваемость. Важно, чтобы семьи были осведомлены относительно сомнительной эффективности и возможных рисков указанных методов лечения.
Вторичная медицинская помощь пациентам с аутизмом
Сочетание лекарств с обучением родителями более эффективно, чем только фармакотерапия для уменьшения серьезных расстройств поведения и чуть более эффективное для влияния на уровень адаптивного функционирования.
Лица больные аутизмом могут не разговаривать, поэтому ответ на лечение часто оценивается попечителями.
Врачи должны тщательно отслеживать изменения состояния пациента в процессе фармакологического лечения, консультировать семью по поводу возможных побочных эффектов и осложнений во время приема препаратов.
Описание этапов медицинской помощи
Все дети и подростки с подозрением на аутизм должны быть срочно осмотрены детским врачом-психиатром и иметь подробный план обследования, лечения и наблюдения, согласованный между пациентом, его семьей или лицом, осуществляющим уход за пациентом, в зависимости от ситуации, и медицинскими работниками различных видов оказания медицинской помощи. Для детей и подростков необходимого ухода за собой при аутизме можно достичь с помощью активных учебных моделей и вмешательств, ориентированных на ребенка.
Местные межведомственные стратегические группы по определению аутизма должны быть созданы с участием управленческих, медицинских и специальных представителей службы охраны здоровья детей и охраны психического здоровья, учреждений образования, социального обеспечения, родителей и опекунов, а также волонтерского сектора.
Местная стратегическая группа по определению аутизма должна назначить ведущего специалиста, который будет нести ответственность за местные пути признания аутизма, направление и диагностирование детей и молодежи. Цели группы должны включать:
- улучшение ранней диагностики аутизма посредством повышения уровня осведомленности относительно признаков и симптомов аутизма с помощью межведомственных учений;
- проверку того, знают ли соответствующие специалисты (по охране здоровья, социальному обеспечению, образованию и волонтерскому сектору) местные пути определения аутизма и знают ли, как получить доступ к диагностическим услугам;
- поддержку легкого перехода к получению взрослых услуг для молодежи, которая проходит диагностический путь.
Особенности вмешательства по поводу аутизма у взрослых
Все сотрудники, которые работают с взрослыми с аутизмом, должны:
- работать в партнерстве с взрослыми с аутизмом и, при необходимости, с их семьями, партнерами или лицами, осуществляющими уход;
- предлагать поддержку и помощь с уважением;
- потратить время, чтобы построить доверительное, благоприятное, сочувственное и непредвзятое отношение как неотъемлемую часть медицинской помощи.
Для того чтобы эффективно оказывать помощь и поддержку взрослым с аутизмом, местная межведомственная стратегическая группа по аутизму должна включать представителей менеджеров, уполномоченных и клиницистов от услуг для взрослых, включая психическое здоровье, неспособность к обучению, первичную медицинскую помощь, социальную помощь, жилые, образовательные и службы занятости, систему уголовного правосудия и третий сектор. Должно быть значительное представительство от людей с аутизмом и их семей, партнеров и лиц, осуществляющих уход.
Выявление и оценка
Следует рассмотреть оценку возможного аутизма, если человек имеет:
- Одно или более из следующих:
- постоянные трудности в социальном взаимодействии;
- постоянные трудности в социальной коммуникации;
- стереотипное (жесткое и повторяющееся) поведение, сопротивление изменениям или ущемлению интересов.
- Одно или более из следующих:
- проблемы при получении или сохранении работы или учебы;
- трудности в создании или поддержке социальных отношений;
- предыдущий или текущий контакт с услугами психического здоровья или неспособности обучения;
- история состояний, связанных с неврологическим развитием (в том числе неспособность к обучению и синдром дефицита внимания и гиперактивность) или психическими расстройствами.
- (фармакологические, физические и диетические) вмешательства и основные симптомы аутизма:
- не применяйте противосудорожных препаратов для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте хелацию для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не используйте следующие вмешательства для лечения основных симптомов аутизма у взрослых:
- диеты с исключением (например, диеты с исключением глютена или казеина и богатые жирами);
- витамины, минералы и биологически активные добавки (например, витамин В-6 или добавки железа);
- не применяйте препараты, специально предназначенные для улучшения когнитивных функций для лечения основных симптомов аутизма или когнитивных и поведенческих проблем у взрослых;
- не применяйте окситоцин для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте секретин для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте регулирование тестостерона для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте гипербарическую кислородную терапию для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте антипсихотические препараты для лечения основных симптомов аутизма у взрослых;
- не применяйте антидепрессанты для рутинного лечения основных симптомов аутизма у взрослых.
Информация относительно расстройств спектра аутизма для родителей или опекунов и (в отдельных случаях) ребенка или молодого лица:
- простые определения всех соответствующих терминов;
- рекомендации относительно дальнейшего чтения;
- информация о процедуре диагностики;
- роли и обязанности многочисленных специалистов, участвующих в процессе;
- объяснение клинических процессов, особенно при оценке состояния пациента информация о детях с расстройствами спектра аутизма;
- взаимодействие относительно обучения для детей со специальными потребностями;
- индивидуальные рекомендации в отношении ребенка;
- реалистичные ожидания относительно проблем, с которыми сталкиваются многие дети с расстройствами спектра аутизма, а также потенциал развития и изменений;
- рекомендации относительно существующих вариантов лечения, информация о доступной поддержке;
- льготы и помощь, например, помощь в связи с нетрудоспособностью;
- информация о временном уходе;
- информация о существующей организации по поддержке;
- местные организации и группы поддержки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)