Направления формирования готовности детей с недостатками слуха к обучению
Путями формирования высокого уровня готовности детей с недостатками слуха к обучению в школе со стороны семьи является три направления: информационно-просветительское, методически-практическое и направление, направленное на осуществление полноценной социализации ребенка.
Информационно-просветительское направление
- Знакомство с популярной научной литературой по современным методам диагностико-коррекционно-реабилитационного воздействия, результативностью работы с детьми с похожими диагнозами. Встречи с ними и с их семьями.
- Консультации с будущей матерью и отцом относительно негативного влияния на эмбрион хронических заболеваний родителей, психических и механических травм, употребления медикаментозных препаратов как беременной женщиной, так и для лечения ребенка на первых месяцах жизни.
- Налаживание нормальных взаимоотношений между членами семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха. Эту функцию должны выполнять специально подготовленные специалисты - «ранние корректоры».
- Сообщение о возможности социальной поддержки семей через различные образовательные учреждения и общественные организации: дошкольные учреждения компенсирующего и общеобразовательного типа, консультативные поликлиники, сурдологические центры, реабилитационные центры, психолого-медико-психологические и т. д.
- Проведение тестирования с целью сообщения родителям будущего ребенка о факторах, обусловливающих благоприятное развитие плода - режим дня, питание, здоровый психологический климат дома и на работе, положительное ожидание будущего ребенка, высокая духовность молодой семьи.
- Применение опросников, которые смогут установить факторы, развивающие слух и речь, психические процессы, мышление детей разного возраста.
- Просмотр видеофильмов, проведение бесед о вреде алкоголя, никотина, наркотиков, хронических заболеваний родителей на эмбрион ребенка.
- Знакомство с новейшими технологиями по протезированию, кохлеарной имплантации, «протезирование ребенка до года качественным слуховым аппаратом, который является эффективным именно для состояния его слуха, и который даст хороший шанс для правильного старта реабилитации ребенка».
Методически-практическое направление
Это направление работы заключается в сотрудничестве членов семьи со специалистами. Сюда относятся:
- Осуществлять своевременную диагностику развития плода на ранних этапах беременности, медико-психолого-педагогического обследования ребенка с целью налаживания нужного коррекционно-реабилитационного воздействия с раннего возраста.
- Информировать о содержании и методах индивидуальных и групповых форм работы проведения коррекционной работы с детьми разного возраста из разных разделов программы, применять музыкальную терапию и другие инновационные методы и приемы работы (использование компьютера).
- Привлекать родителей к участию в проведении семинаров-практикумов по применению лечебной физкультуры: дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики, сенсорного развития, сеансов релаксации, музыкотерапии, элементов коррекционного занятия с детьми раннего возраста.
- Родители должны овладевать необходимыми умениями и навыками для проведения элементов или частей коррекционных занятий по указанию педагога, психолога.
Пути реализации этой задачи традиционны:
- Наблюдение за проведением коррекционных занятий в условиях консультационного пункта в сурдологии больницы, на занятиях в специализированном садике, на уроках в школе.
- Участие в совместном проведении занятий с одним ребенком или группой детей.
- Привлечение родителей к овладению элементарными навыками коррекционной работы на семинарах-практикумах.
- Организация условий для проведения коррекционного занятия всеми членами семьи в домашних условиях под руководством учителя.
- Овладение новейшими технологиями обучения: дистанционной формой обучения за счет персонального компьютера, дактильной формой речи, жестовой речью, применением пиктограмм в работе с детьми, овладение навыками сервиса звукоусилительной аппаратуры, навыками чтения по губам.
- Обучение на курсах для родителей при высших учебных заведениях, реабилитационных центрах.
Направление, направленное на осуществление полноценной социализации ребенка
Пути и методы:
- Ознакомление с направлениями работы и посещение (по возможности) высших образовательных учебных заведений и производственных предприятий, на которых работают взрослые глухие, интегрированные на обучение дети с нарушениями слуха, и где организовывают досуг лица с недостатками слуха и здоровые люди.
- Совершенствование практических навыков на курсах социально-бытовой ориентации, обслуживающего труда, предметно-практической деятельности, овладение элементарными профессиональными навыками (пользователя персонального компьютера, парикмахера, лаборанта, зубного техника, швеи).
- Встреча с выпускниками общеобразовательных и специальных школ, студентами, работниками различных предприятий, которые имеют недостатки слуха.
- Распространение информации о перечне профессий, которыми могут овладеть выпускники школы, а также тех высших учебных заведений, в которых могут получить профессию дети с проблемами слуха.
- Привлечение детей к участию в художественных, спортивных, научных кружках, секциях профориентации.
При условии успешной работы с членами семьи по трем упомянутым направлениям можно надеяться на активную, квалифицированную систематическую помощь семьи в формировании готовности дошкольника с недостатками слуха к обучению в школе, а также для его социальной адаптации в наше общество.
Важнейшая роль в этом отводится родителям, которые должны осознать тот факт, что только их титанический труд, систематическая и последовательная деятельность, в тесном контакте с специалистами, при постоянной активности самого ребенка, вскоре даст свой первый положительный результат, который станет началом эффективного реабилитационного процесса, который обеспечит качественную подготовку ребенка к новому виду деятельности - обучению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)