Элементарные начальные формы работы с ребенком
Специалисты в области дошкольной сурдопедагогики ставят перед родителями требования овладеть элементарными начальными формами работы с ребенком, создать хорошие условия обучения в семье, чтобы ребенок не претерпевал дополнительные психические стрессы. Родители должны ориентироваться в возрастных особенностях развития сенсорных систем, моторики, речи в норме и в патологии, знать современные методики и программные требования, практикуемые в учебно-воспитательном процессе, уровень практических умений и навыков, уметь объективно оценивать возможности своего ребенка, относиться к нему не только с любовью, но также с требовательностью. Все это позволит не только закреплять с детьми дома пройденное на уроке, но и давать им дополнительную информацию.
Время начала коррекционного обучения влияет на продолжительность интеграции ребенка в образовательное учреждение - чем старше ребенок, тем интеграция длительнее.
- двухлетний ребенок интегрируется через два-три месяца;
- трехлетний - четыре месяца;
- четырехлетний - пять месяцев;
- пятилетний - шесть месяцев;
- шестилетний - семь месяцев;
- семилетний - девять месяцев.
Только половина семей, которые ориентируются в возможностях своего ребенка, имеют достаточную информацию об имеющихся системах коррекционного обучения. Как правило, такие семьи не ошибаются в выборе учебного заведения для своего ребенка. Если же общение в семье происходит без учета актуального уровня ребенка, теряется мотивационный и целевой компонент. Когда родители просто выбирают престижное заведение, ориентируются на зарубежные технологии обучения, не создавая условий для ранней коррекционной работы, то это часто свидетельствует об отсутствии знаний об особенностях влияния дефекта слуха на личность ребенка, недооценке компенсаторных возможностей детского организма, незнании ими специфики коррекционного процесса.
Можно выделить пять типов семей относительно их участия в коррекционном процессе и по их отношению к своему ребенку. Положительное влияние семьи на интеллектуальное развитие происходит эффективно при использовании одной семьей полного набора вербальных и невербальных типов общения, с их адекватным подходом к каждой ситуации, в соответствии возраста ребенка и его актуального интеллектуального развития.
- являются семьи, которые не включены в общение - это, в первую очередь, семьи глухих, семьи риска, неполные семьи и др. Коррекция продуктивна только тогда, когда семья имеет возможность действовать в процессе тренингового общения в реальном времени, планировать будущее, активно изучать и внедрять в жизнь приемы интеллектуального развития.
Почти половина семей исключаются из процесса положительного влияния на интеллектуальное развитие ребенка из-за влияния эмоционально-возобновляемого стресса. Особенно можно выделить группу родителей высшего типа общения (творчески-стратегического типа), работа которых дает детям возможность полностью компенсировать свой физический недостаток и интегрироваться в окружающую среду без всяких психологических проблем.
- специальной психологии и педагогики глухих:
- поддерживают такую категорию родителей, организуют для них систематические семинары-практикумы, проблемные столы, диспуты;
- обучают их элементарным формам работы;
- демонстрируют фрагменты коррекционного процесса, которые родители должны закреплять дома;
- побуждают их стимулировать познавательную активность ребенка с пораженным слухом на протяжении всего периода его развития;
- создают условия для постоянного пополнения ребенка новыми знаниями и развития у него пассивного словаря, а на его основе - и активного;
- учат родителей работать над совершенствованием произношения и формированием коммуникативной функции речи, стимулировать ребенка к самостоятельной речи.
Дают родителям рекомендации по выбору различных форм обучения для своего ребенка - домашней, индивидуальной, групповой - в специальном заведении, на консультативном пункте, дома.
Советуют родителям познакомиться с детьми и их семьями, которые уже ходят в образовательное учреждение компенсирующего типа.
Определяют уровень развития ребенка, вместе со специалистами прогнозируют срок обучения.
Осуществляют диагностику состояния слуха, речи, психических процессов, интеллектуального и личностного развития, физического состояния.
Вместе с родителями создают необходимые условия жизни и обучения ребенка, продумывают свою роль в его учебном процессе, заботятся о результативности занятий.
Родители узнают о положительном влиянии эффективного протезирования на развитие слуха и речи у ребенка и его значении в предупреждении возникновения вторичных отклонений в развитии личности.
Информируют о вредном влиянии на организм ребенка различных факторов окружающего мира, которые могут повредить нормальному развитию ребенка еще в утробе матери:
- влияние наследственного фактора на формирование и течение всех психических процессов, участвующих в развитии личности ребенка с недостатком слуха;
- заболевания матери во время беременности;
- психические и механические травмы;
- ведение нездорового образа жизни;
- нарушение беременной женщиной санитарно-гигиенических норм жизни;
- хронические заболевания родителей.
Также рекомендуют обратиться в генетическую консультацию для предупреждения возникновения нежелательной проблемы развития у плода.
Кроме того, проводятся профилактические мероприятия, которые позволяют свести к минимуму риск возникновения определенных поражений или предотвратить возникновение вторичных отклонений в развитии детей, которые появляются в условиях поздней или ошибочной диагностики заболеваний, равнодушия родителей к замечаниям и рекомендациям специалистов, неумение семьи объективно оценивать состояние развития своего ребенка и развивать его.
Проблемы современной диагностики не способствуют созданию благоприятных условий для проведения обследования слуха в первые дни жизни ребенка.
При качественно проведенном раннем исследовании слуха, а в случае установления необратимости недостатка слуха - добротного протезирования ребенка, можно прогнозировать качественную реабилитацию малыша, коррекцию особенностей развития и компенсацию дефекта ребенка, а позже - его полную социализацию в обществе.
Перед семьями детей с пораженным слухом стоит задача так организовать коррекционный процесс, чтобы у ребенка сохранилась способность к естественному течению речевого развития с опорой на слуховой, зрительный, осязательный и культурно-двигательный анализаторы, что позволит предупредить возникновение вторичных нарушений интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы или поведения.
Все родители должны быть проинформированы о новейших достижениях в проведении операции по кохлеарной имплантации, особенностях ее проведения, осложнениях и благоприятном прогнозе для определенной категории детей.
Специалисты должны:
- Систематически проводить беседы с родителями и их ближайшим окружением, давать ценные рекомендации по отношению к ребенку с недостатком слуха, а также о том, как информировать окружение об особенностях его развития.
- Помогать включать в коррекционный процесс отца, мать, а также других членов семьи, особенно детей. Проводить несколько занятий дома, чтобы изучить социально-бытовые условия семьи, возможности создания для ребенка оптимальных условий для его развития.
- Сообщать родственникам ребенка с пониженным слухом о достижениях в навыках общения лиц с похожим поражением, создавать возможность пообщаться с ними самими, их родителями, предлагать просмотреть видеозаписи отдельных форм работы с детьми, которые имеют пониженный слух, ознакомиться с семинарами-тренингами об организации и проведении различных форм работы с детьми.
Важно повернуть родителей лицом к своему ребенку, не стесняться особенностей его слуха, формировать у них постоянное желание ему помочь, не терять надежду, не сомневаться в результативности работы, никогда не упрекать ни друг друга, ни ребенка из-за этого недостатка. Родители призваны не допустить формирования у ребенка ощущения «неполноценности», они должны видеть в нем личность, выделять лучшие черты его характера и стараться не акцентировать его внимание на собственных необычных качествах.
Все это можно воплотить при хорошем психологическом старте работы в семье, в которой растет ребенок с поражением слуха. Для обеспечения счастливого бытия ребенка необходимо учитывать наличие двух этапов в его жизни: первый - непонимание ребенком своего недостатка слуха, второй - осознание своего дефекта, понимание того, что их слух имеет свои особенности и что он не такой, как у других людей. Целесообразно использовать первый этап для того, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие, а также безболезненный переход ко второму этапу. Начинать работу с семьями следует как можно быстрее после первого обращения родителей к специалистам за советом и помощью, а в случае, если семья принадлежит к группе «Риска», такую работу следует проводить еще до рождения ребенка.
Взрослые должны снять болезненное акцентирование ребенка на своем дефекте, воспитывать в ребенке любознательность, аналитическое восприятие окружающего мира, самостоятельность, социальную ориентированность. Весь психолого-педагогический процесс необходимо нацелить на интенсивное развитие интеллектуальной и психической деятельности, пройти все этапы овладения глухим ребенком речью еще в раннем возрасте, использовать для этого остатки слуха, вибрационную чувствительность, зрительное восприятие.
Словесное общение взрослых обеспечит условия, при которых появится потребность в общении, независимо от состояния слуха. Ведь на втором этапе жизни ребенка, который начнется с осознания им особенности состояния своего слуха, ему придется преодолевать трудности в общении, застенчивость, нежелание быть лидером в общении.
Специалистам, которые изучают место семейного воспитания в формировании готовности детей к обучению в школе, нельзя забывать о том, что родители нуждаются в постоянном психологическом направлении и поддержке, особой профессиональной подготовке, эффективных советах, наставлениях, специальных учебных материалах, которые помогут воспитать в детях умения и навыки познавательной деятельности.
Особое значение для формирования готовности дошкольника к обучению в школе должна играть сама активность родителей в коррекционном процессе в различных образовательных учреждениях. Важно сообщить родителям о факторах, которые обусловливают высокий уровень адаптации ребенка к новым условиям жизни - обучение в школе. Сюда относятся такие направления работы, как ранняя диагностика, раннее эффективное протезирование, ранняя коррекция. Для их обеспечения родителям следует придерживаться ряда условий. Прежде всего, родители должны наладить конструктивные отношения со специалистами в различных участках (медиками, педагогами, психологами, социологами), а также с другими членами семьи, с соседями, знакомыми, с другими людьми, которые их окружают. Эту работу нужно проводить постоянно, учитывая индивидуальные особенности ребенка и всей семьи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)