Исторические и социокультурные основы развития системы социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности
Среди внешних факторов развития системы реабилитации выделены следующие:
- развитие социально-экономической формации;
- политический режим, степень демократии и состояния прав человека в государстве;
- степень реализации теории и практики понятия «социального государства»;
- соотношение медицинской и социальной моделей инвалидности и их клонов;
- общественные требования и подходы к определению трудоспособности лиц с ограничениями жизнедеятельности, соотношение реализации социологических моделей «интереса» и «подчинения»;
- состояние развития системы образования, в том числе специального и интегрированного;
- состояние развития медицинской и социально-психологической помощи населению и тому подобное.
Эти факторы находятся в корреляции с такими внутренними параметрами развития системы реабилитации:
- состояние реабилитационной парадигмы и теории медико-социальной реабилитации;
- культурно-образовательное наполнение процесса социального интегрирования и реабилитации;
- нормативно-правовая и экономическая основа государственных и негосударственных систем реабилитации различных уровней;
- организационный состав и развитие компонентов многоуровневых реабилитационных систем;
- профессиональная подготовка реабилитологов и кадровое наполнение реабилитационных систем различных уровней;
- системность, комплексность, полнота и межотраслевая синергетичность реабилитационного процесса, другие параметры.
Однако главным обобщающим фактором влияния внешних факторов на эволюцию реабилитационной парадигмы, связующим звеном внутренних параметров в работе реабилитационных систем рассматривается образовательный фактор и его производные.
Для понимания революционной сущности переходов от одной стадии развития системы социальной реабилитации в другую введены их философско-историческая классификация и понятие «реабилитационной революции». В итоге создана многопараметрическая экономико-социокультурная периодизация эволюции реабилитационной парадигмы и подходов к социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, которая представлена следующими этапами.
Доклассический период развития системы реабилитации соотносится с аграрной стадией развития человечества и характеризуется примитивными формами социальной защиты лиц с инвалидностью (в основном, благодаря религиозной благотворительности), а также созданием предпосылок для возникновения медицинской модели инвалидности и ее производных. Во время Первой парадигмальной реабилитационной революции конца XVIII века возникает понятие о минимальной социальной адаптации с элементами специального образования части детей с нарушениями психофизического развития.
Классический период системы реабилитации характеризуется:
- переходом от благотворительности, материального содержания, социальной защиты к социальной адаптации, господству медицинской модели инвалидности с элементами социальной;
- возникновением понятий о социальной реабилитации и социализации;
- развитием системы социальной реабилитации детей через специальное образование;
- осуществлением трудовой реабилитации и посильного трудоустройства взрослых лиц с инвалидностью.
Первая и вторая стадии соотносятся с социологической моделью подчинения.
Вторая парадигмальная реабилитационная революция привносит в общественное мнение понимание основ реабилитации как комплекса мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма человека и работоспособности.
Неклассический период развития системы реабилитации и Третья парадигмальная реабилитационная революция характеризуются переходом от социальной адаптации к социальной интеграции людей с инвалидностью, включением прав личности в систему отношений между ними и обществом, утверждением социальной модели инвалидности, четким общественным сознанием необходимости обязательного предоставления среднего образования детям с нарушениями психофизического развития и их дальнейшей трудовой реабилитации. Возникает общественное движение за интегрированное обучение не только в системе среднего образования, но и в высшей школе. Примечательно, что в этот период происходит становление концепции социального интегрирования, основанное на образовании (в частности высшем) и социально-педагогических подходах. В постсоветских странах с соответствующим отставанием начинается новейший период развития системы реабилитации, характеризующийся быстрым переходом к социальной модели инвалидности, переходом от парадигмы «социальной защиты» к концепции социального интегрирования, развитием государственного и негосударственного секторов системы комплексной социальной реабилитации, значительное усиление влияния на эту систему общественности.
В неклассический период развития системы реабилитации наблюдается тенденция перехода к модели интереса личности и концепции «независимой жизни», которые окончательно утверждаются в постнеклассический личностно-центрированный исторический период развития системы реабилитации благодаря Четвертой парадигмальной реабилитационной революции начала XXI века. На этом этапе происходит дальнейшее развитие социальной модели инвалидности и трансформация ее в синтетическую многофакторную деятельностную личностно-ориентированную неосоциальную модель инвалидности, основанную на образовательных принципах.
Современный этап становления отечественной системы комплексной реабилитации и образования лиц с ограничениями жизнедеятельности характеризуется следующими признаками:
1. Появление коррекционно-реабилитационных центров нового типа, которые являются учреждениями открытыми, многопрофильными и комплексными по спектру реабилитационных услуг.
2. Выход заведений коррекционно-реабилитационной работы за пределы узкой ведомственной подчиненности только двум министерствам – здравоохранения и образования.
3. Системная интегрированность современных коррекционно-реабилитационных учреждений в единое гуманитарное и социально-экономическое пространство своего региона.
4. «Индустриализация» системы предоставления реабилитационных услуг и внедрение новейших коррекционно-реабилитационных технологий.
5. Революционные изменения в системе государственного управления реабилитационной сферы и ее нормативно-правового обеспечения.
6. Изменения в структуре подготовки кадров для сферы реализации социальной политики в отношении людей с инвалидностью, в том числе появление новых направлений подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике, коррекционному образованию, физическому воспитанию, здравоохранению на фоне углубления противоречий между уровнем и номенклатурой подготовки кадров для коррекционно-реабилитационной области и требованиями рынка труда.
7. Широкое привлечение родителей и родственников детей с инвалидностью к планированию и реализации реабилитационных программ.
8. Значительное усиление влияния общественного сектора общества, негосударственных организаций на состояние и развитие коррекционно-реабилитационных служб, социальную политику в этой сфере.
История эволюции системы социальной реабилитации людей с инвалидностью как общественного института и анализ ее современного состояния свидетельствует о необходимости дальнейшего развития этой системы на основе образовательного подхода и личностно-центрированной методологии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)