Проблемы социальной интеграции
Современное переходное состояние отечественной системы социальной реабилитации и образования лиц с ограничениями жизнедеятельности является откликом на общемировой процесс изменений в отношении обществ и государств к проблемам социальной интеграции. Новые демографические, экономические и общественно-политические трансформационные процессы обусловили коренную перестройку системы медико-социальной реабилитации, взрывное развитие инновационных специализированных реабилитационных учреждений, возникновение разновидностей коррекционно-реабилитационных служб нового типа – центров комплексной социальной реабилитации, центров раннего вмешательства, профессиональной и трудовой реабилитации. Одновременно наблюдается также и соответствующая реконструкция системы учебных заведений дошкольного и общего среднего образования для детей с нарушениями психофизического развития, трансформация профессионально-технического и высшего образования в систему интегрированных заведений, открытых для учащихся и студентов с инвалидностью.
Эмпирические поиски отечественной реабилитологии характеризуются тенденциями определенной множественности и многовекторности подходов к организации реабилитационных процессов, а также шагами к практическому синтезу медицинских, социальных, психолого-педагогических подходов к реабилитации детей и взрослых людей с ограничениями жизнедеятельности. Возникает вопрос о выяснении образовательных факторов этих подходов и различных видов реабилитации, совершенствования педагогического знания в сфере коррекционно-реабилитационной работы. В исследованиях феномена реабилитации недооценивалась его системная сущность: реабилитационный процесс должен быть не просто комплексным, но и в соответствии характеризоваться своими отдельными специфическими задачами и целями, которые не всегда осознаются при программировании учебно-воспитательного процесса, в том числе и коррекционного направления. Поэтому нужна актуализация именно реабилитационных целей, форм и средств через системный междисциплинарный взгляд на сущность комплексной реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности.
Методология социальной реабилитации средствами коррекционного образования, психолого-педагогическими средствами подготовлена многолетней научной работой коррекционных педагогов и специальных психологов. В широком смысле мировая и отечественная дефектология долгие годы фактически обосновывала именно образовательные, психолого-педагогические основы принципов, подходов, методик, технологий реабилитации. Таким образом, к научному наследию педагогической реабилитации можно было бы отнести подавляющее большинство литературных источников дефектологии.
Однако отсутствие в литературе должного теоретико-методологического обоснования образовательных системно-синергетических основ комплексной социальной реабилитации людей с инвалидностью свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности этого вопроса.
Итак, актуальность, теоретическое и практическое значение проблемы обусловили выбор темы исследования «Образовательные основы системы реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности».
Цель исследования – повышение эффективности системы комплексной социально-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности путем создания теоретико-методологических основ реабилитации в рамках образовательного подхода и разработки моделей коррекционно-реабилитационных систем и процессов.
В целях исследования были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологическое осмысление эмпирического опыта коррекционно-реабилитационных учреждений и феноменов реабилитационной действительности, по педагогическим позициям системно обосновать реабилитологию, как теорию реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности.
2. Изучить образовательные основы системы реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности и обосновать ее универсальную личностно-ориентированную многофакторную модель, выяснить методологическую сущность образовательного принципа реабилитации, исследовать психолого-педагогические основы целей комплексной реабилитации, обосновать понятийно-терминологический аппарат реабилитологии и ее системно-синергетическую парадигму.
3. Разработать основы социально-психолого-педагогического системного моделирования субъекта-объекта реабилитации – человека с инвалидностью – в единстве его психических, социальных и биологических качеств.
4. Выяснить психолого-педагогические основы современных реабилитационных концепций и интегральных реабилитационных технологий, обосновать основания их развития и применения в коррекционно-реабилитационной работе.
5. Осуществить многофакторное социокультурное исследование эволюции системы социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности в разные цивилизационные эпохи, провести анализ нормативно-правового поля сферы реабилитации в образовательном аспекте.
6. Выяснить сущность и методологические основы коррекционной андрагогики как научной дисциплины и сферы общественной жизни.
7. Обосновать личностно-центрированную методологию формирования реабилитационного пространства профессионального образования и организационно-методические основы построения коррекционно-реабилитационного пространства высшего учебного заведения интегрированного типа.
8. Усовершенствовать подходы к применению новейших образовательных и информационно-коммуникационных технологий в обучении и реабилитации людей с инвалидностью.
9. Обосновать пути расширения профессиональной мобильности специалистов сферы коррекционно-реабилитационной работы и совершенствования системы их подготовки и повышения квалификации.
10. Рассмотреть образовательные основы системного моделирования коррекционно-реабилитационного пространства для лиц с ограничениями жизнедеятельности в условиях заведений и учреждений различного направления и профиля, разработать базовые принципы реабилитационного менеджмента и мониторинга деятельности коррекционно-реабилитационных служб с позиций человеко-центристского подхода.
Объект исследования – система комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Предмет исследования – образовательные основы системы комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности как системообразующий фактор.
В основе концепции исследования - принцип, по которому образовательные основы и личностно-ориентированный подход должны быть сквозными системообразующими факторами теории и практики комплексной реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности, построения реабилитационного процесса как системы на всех иерархических уровнях и в подавляющем числе типов коррекционно-реабилитационных систем. Принцип социальной реабилитации средствами образования является универсальной методологической основой построения системы комплексной коррекционно-реабилитационной работы. Эффективная организация комплексной реабилитации основывается на модели реабилитируемого в диалектическом единстве его психических, социальных и биологических качеств. Теоретико-методологическое осмысление практического опыта коррекционно-реабилитационных учреждений, фактов и феноменов реабилитационной действительности с позиций образовательного подхода и системно-синергетической парадигмы, приводит к новым концептуальным понятиям – «реабилитационной системологии» и «реабилитационной компаративистики», действующих в семантическом поле междисциплинарной науки – «реабилитологии», которая функционирует на стыке медицины, коррекционной педагогики, психологии, социальной работы, техники, философии, правоведения и др.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)