Количественный и качественный анализ личностных данных
- , целенаправленный педагогический процесс высшей школы формирует положительную внутреннюю мотивацию учебной деятельности будущих специалистов дошкольного образования. Все они входят в группу, которая учится не ради диплома магистра.
- и качественный анализ личностных данных будущих специалистов показал, что:
- большинство из них имеют практический педагогический опыт в роли дошкольного педагога;
- третья часть - являются представителями педагогических династий, что в значительной мере повлияло на мотивацию профессионального выбора, на педагогическое мировоззрение, на индекс удовлетворенности избранной профессией, стремление к профессиональному самосовершенствованию и самодостаточности, толерантности и открытости в общении с воспитанниками, коллегами, родителями воспитанников.
- ценностью для магистра дошкольного образования опрашиваемые считают способность понимать «его величество ребенка», «выявить его способности и интересы», «способствовать всестороннему развитию», «пытаться создать условия для детского саморазвития», «обеспечить национально-патриотическое воспитание детей-дошкольников» и другие. Большинство из них показали, что главным в деятельности дошкольного педагога они считают любовь к детям, терпение, способность развить индивидуальные способности ребенка, а также умение достичь взаимопонимания с семьей воспитанника.
Впрочем, настораживает то, что почти половина будущих специалистов указывают на то, что отдельные учебные дисциплины магистратуры, по их мнению, являются лишними, «второстепенными», «не нужны в будущей деятельности». Соответственно и отношение к таким учебным дисциплинам поверхностное, формальное, без положительной мотивации.
Также наблюдается небольшая заинтересованность отдельных слушателей практическими достижениями образования в магистратуре. В частности, отсутствие стремления и стимулов овладеть широким кругом практических умений, которые можно применить в работе с детьми и их родителями, со студентами, в учебно-методической работе в образовательных учебных заведениях и тому подобное. Так, самой тяжелой для будущих преподавателей вуза оказалась воспитательная работа в студенческой аудитории (организации часа куратора, подготовка со студентами конкурсов педагогического мастерства и т.д.). Однако, во время педагогической практики, все же, отмечается стремление овладеть соответствующими воспитательными формами аудиторной и внеаудиторной работы.
Магистр дошкольного образования должен иметь творческий потенциал, быть способным для собственного инновационного поиска, проявлять стремление к самореализации и самовыражению. На вопрос, будете ли вы стремиться создать свое собственное авторское дошкольное учреждение (программу, методику) - лишь малая часть студентов заявили о наличии собственных подходов по созданию такого учреждения. Такую позицию будущие специалисты объясняют не только отсутствием средств, но и значительными недостатками в современном дошкольном образовании.
В подготовке магистров дошкольного образования существуют серьезные проблемы, в частности:
- отсутствие интегрированных учебных планов многоступенчатого образования, соответствующих государственным стандартам;
- необходимость учета современных тенденций развития дошкольного образования;
- потребность в обновлении и омоложении педагогических кадров дошкольных учебных заведений;
- снижение престижности педагогической профессии из-за неадекватности оплаты труда;
- необходимость дифференцированного отбора будущих магистрантов еще во время их обучения на уровне бакалавра и специалиста;
- решение вопроса об обеспечении работой выпускников магистратуры в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем, а также соответствующей оплаты труда (более высокой, чем по образовательно-квалификационному уровню - специалист);
- реформирование системы преподавания всех профессиональных дисциплин по новейшим технологиям образования в высшей школе.
- , что в процессе обучения в магистратуре должны рассматривать личность как высшую ценность воспитательных институтов общества, государства, которое должно служить ее интересам и способствовать всестороннему развитию. Поэтому, понятно, что магистр дошкольного образования должен быть подготовлен к созданию и укреплению системы общественных ценностей, делая свой вклад в развитие гуманизации и демократизации образования на всех уровнях. Речь идет о новой ценностной парадигме образования, которая предусматривает обеспечение непрерывности в системе уровневой подготовки дошкольных педагогов.
Сотрудничество семьи и дошкольных учреждений по проблеме нравственного воспитания старших дошкольников
- проблемой является вопрос современного семейного воспитания. Семейное окружение помогает маленькому человеку познать окружающую среду во всех ее проявлениях. Именно через семью ребенок усваивает нормы человеческих взаимоотношений, нравственные отношения. Семья формирует у ребенка нравственные качества. Закон «Об образовании» возлагает на родителей ответственность за развитие и воспитание собственных детей. Крайне важным является объединение воспитательных усилий детского сада и семьи в интересах ребенка.
- модернизация дошкольного образования не может не коснуться современной семьи, оставить семью сторонним наблюдателем за переменами, происходящими на этапе дошкольного детства. Важно привлекать родителей к процессу обновления содержания форм и методов образования своих детей, вызвать желание перенести полезное в практику семейного воспитания.
- родителей и воспитателей должно осуществляться при по следующим параметрам:
- формирование единых требований дошкольного учреждения и семьи, направленных на решение проблем нравственного воспитания старших дошкольников;
- обеспечение педагогической помощи родителям в развитии устной речи старших дошкольников.
- педагогических проблем в семье требует специальной подготовки родителей, квалифицированной помощи специалистов и научного обеспечения на теоретическом и практическом уровнях. Именно поэтому первоочередная задача: помочь родителям в моральном воспитании собственных детей. Успех воспитания дошкольника зависит от общего взаимодействия педагога и родителей. Одним из важных принципов, который учитывается в сотрудничестве с семьями воспитанников, является тесная взаимосвязь между содержанием работы с детьми и содержанием педагогического просвещения родителей.
Реализация задач нравственного воспитания старших дошкольников связана с выявлением и организацией взаимодействия в практике дошкольного учебного заведения. Проверенным путем обеспечения нравственного воспитания в практической деятельности является формирование субъект-субъектных отношений в системах «педагоги-родители-дети».
В ходе педагогического сотрудничества с родителями используются такие методы воздействия на родителей, как: совет, объяснение, внушение, личный пример, просьба, поручение, практические занятия с элементами тренинга, проигрывание педагогических ситуаций; похвала, благодарность, замечания, поощрения.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста
На сегодняшний день актуальна проблема относительно особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Дошкольное детство - особый период в развитии человека. Это время, когда закладываются основы эмоциональной сферы детей. Чем старше становится ребенок, тем богаче и разнообразнее становится его эмоциональная сфера. Дети старшего дошкольного возраста проявляют свои чувства в различных жизненных ситуациях. Они переживают как положительные эмоции - радость, удивление, интерес, так и отрицательные - гнев, страх. Эмоции, которые испытывают дети дошкольного возраста, обязательно должны иметь внешнее проявление, иначе они меняют свое направление - с внешних реакций превращаются во внутренние переживания, что может негативно влиять на здоровье ребенка.
Иногда неразвитая эмоциональная сфера детей становится причиной задержки развития их интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творческая составляющая, а некоторые вообще не умеет общаться во время игровой деятельности. Дошкольники не могут управлять своими чувствами, что и обусловливает импульсивное поведение, агрессию, тревожность к окружающим. Поэтому и возникает потребность у детей обратиться за помощью к взрослым.
Задача взрослых, которые занимаются эмоциональным развитием ребенка, заключается в создании зоны близлежащего развития, которая соответствует той или иной специфике индивидуальности ребенка и обеспечивает наиболее оптимальные условия для его личностного роста.
Индивидуальные проявления эмоциональной сферы являются важной составляющей целостного индивидуального жизненного пути дошкольника. Эмоция является внешним знаком внутреннего мира ребенка, а также показателем его благополучного или проблемного существования в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные переживания могут стимулировать или наоборот задерживать те или иные реакции ребенка, его действия и проявления в познавательной или в других видах деятельности. Для ребенка эмоциональное состояние его близкого окружения имеет чрезвычайно важное значение, они учатся воспринимать эмоциональные оттенки, прислушиваться к голосу родителей.
Особенно важное значение имеет исследование процесса становления эмоций, связанных с социализацией ребенка дошкольного возраста. Знание того, какие конкретно эмоции может испытывать ребенок на ранних этапах своего развития, насколько эмоции могут стать мотивацией поведения, направляя или удерживая действия ребенка, каким образом происходит процесс сращивания эмоций с личностными структурами, позволит решить ряд теоретических проблем и определить пути управления процессом личностного развития дошкольника.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)