Игротерапия как средство коррекции речевых нарушений дошкольников
- образовательное пространство, в частности его дошкольное звено, выдвигает достаточно высокие требования к уровню подготовленности ребенка к жизни, степени его компетентности, необходимого для нормального функционирования в окружающей среде. Эти требования касаются всех сфер жизнедеятельности дошкольника: взаимодействия и гармонии с окружающей его реальностью и собственным внутренним миром. Учитывая это, образовательно-воспитательный процесс направлен на развитие творческого потенциала ребенка, его способностей и интересов. Приоритетным направлением является воспитание творческой, эстетически богатой личности, в состоянии решать не только личные актуальные и масштабные задачи, а и способствовать процветанию всей нации.
- коррекционно-педагогической деятельности, направленной на предупреждение, исправление или ослабление речевых нарушений у дошкольников, предусматривает внедрение системы инновационных педагогических методик, благоприятных для их всестороннего развития. Для детей дошкольного возраста в процессе логопедической коррекции возможности игротерапии являются наиболее действенными.
- игрой это взаимодействие взрослого и ребенка, в котором ребенку предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.
Обучение искусству младших школьников с особыми потребностями
С точки зрения современной педагогической теории и практики обучение младших школьников с особыми потребностями требует использования изобразительного искусства как средства эстетического развития личности.
Для привлечения художественных произведений учитель имеет три пути:
- демонстрация произведений;
- беседа об изобразительном искусстве;
- воспроизведение увиденного в собственной изобразительной деятельности.
Целью этой педагогической деятельности является научить младших школьников с особыми потребностями воспринимать и оценивать произведения искусства, глубоко понимать их содержание и образность, помочь детям осознать искусство как особую личностную ценность, а также предоставить школьникам четкие знания о жанровом разделении современного визуального искусства. Ценным является и то, что в процессе восприятия произведений искусства, их обсуждения и анализа школьники развиваются духовно, поскольку формируется их эстетическое мировоззрение - интегрирующее свойство человека, в котором сочетаются эмоциональные и интеллектуальные силы.
Основой изучения произведений искусства является развитие у детей навыков восприятия художественного образа, то есть умение оценивать, характеризующееся наличием эмоциональности, восприимчивости, умением выразить свою позицию - отношение к произведениям искусства, эрудицией - расширением объема знаний и представлений об искусстве.
Восприятие искусства младшими школьниками с особыми потребностями условно делится на три фазы:
- докоммуникативная, которая предполагает наличие мотивов и установок;
- коммуникативная, то есть процесс созерцания;
- посткоммуникативная, на данном этапе формируется оценка, обоснованное суждение.
Подготовка будущих воспитателей к формированию математической компетенции дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий
- современном этапе перед будущими воспитателями возникают такие педагогические задачи:
- развивать у детей познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение);
- формировать математическую компетенцию средствами информационно-коммуникационных технологий.
- возможности применения средств информационно-комуникацционных технологий будущими специалистами по формированию математической компетенции детей дошкольного возраста:
- Поиск и отбор учебного материала в сети Интернет: рисунки, практические задания, дополнительные сведения о применении математики в жизни, интересные факты из истории математики, физкультминутки, стихи, загадки, презентации и математические игры и тому подобное.
- Создание дидактического материала: таблиц, схем, ассоциативных карточек, карточек с заданиями, иллюстраций материала (с помощью мультимедийной презентации).
- Создание компьютерных игровых упражнений: (например, подсчитать количество фигур, выведенных на экран, и нажать соответствующую клавишу, в записи арифметических примеров может быть пропущена одна из цифр, требуется восстановить запись и др.).
- Диагностика (познавательных возможностей, уровня развития, усвоения материала и т.д.).
- Использование комплекса развивающих, обучающих компьютерных и педагогических программных средств.
- при подготовке будущих специалистов надо сориентировать их на организацию целенаправленной систематической работы по организации познавательной деятельности детей под руководством воспитателя с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
- информационно-коммуникационных технологий, создаст атмосферу заинтересованности, даст возможность варьировать средствами обучения дошкольников, избежать стандартов и обеспечит этим активную мыслительную деятельность, осознанное усвоение знаний.
К проблеме реализации творческих идей в подготовке магистров дошкольного образования
Специальность «Дошкольное образование» по праву занимает важное место в профессиональной подготовке педагогических кадров. Сегодня уже многие высшие учебные заведения начали подготовку магистров дошкольного образования. Это обусловлено реформированием и модернизацией дошкольного образования, поиском его нового содержания, перестройкой в системе личностно-ориентированного воспитания, появлением новых типов образовательных учреждений, направленных на формирование личности. Целью профессиональной подготовки магистра является формирование специалиста, который овладевает фундаментальными социально-гуманитарными и профессиональными знаниями, профессионально компетентный, способен к саморазвитию, самовоспитанию и саморефлексии, к обучению подрастающих поколений по инновационным технологиям.
Сегодня проблему подготовки национальных педагогических кадров, в том числе и магистров образования, разрабатывают многие отечественные ученые. Современные ученые отмечают, что лучшие возможности для решения вышеназванной проблемы, являются те, которые создаются в процессе реализации многоуровневой системы высшего образования. Такая система подготовки высокопрофессиональных педагогических кадров начала складываться с конца 90-х годов XX века. Но и сегодня существует ряд неотложных проблем. Магистр какой специальности сегодня необходим государству? По какому учебному плану его готовить? Сколько лет необходимо для подготовки магистра - творческой личности высокой культуры, которая способна в своей области деятельности решать нестандартные задачи, принимать взвешенные решения в неординарных ситуациях? Каким образом направлять подготовку магистра-педагога, способного осуществлять научные исследования и обогащать национальное образование новыми достижениями и открытиями и т.д.?
Опыт подготовки магистра дошкольного образования позволяет выявить, что особенности будущей деятельности специалиста нуждаются не только в обязательном фундаментальном психолого-педагогическом образовании, но и в глубокой профессиональной компетентности, широком социально-нравственном развитии, высокой педагогической культуре, профессиональном мастерстве и творчестве, умении эффективно заниматься самообразованием.
Необходимо, чтобы будущие магистры дошкольного образования:
- приобретали опыт научно-исследовательской деятельности;
- усваивали основы проектирования научно обоснованного педагогического процесса в различных типах учреждений дошкольного образования;
- умели проводить педагогический эксперимент;
- овладевали научным анализом и интерпретацией педагогических фактов, что позволит им в дальнейшей деятельности определить эффективность и перспективность тех или иных образовательных программ, технологий и форм диагностики эффективности педагогического процесса.
Существуют серьезные проблемы по обеспечению профессиональной подготовки специалиста такого образовательно-квалификационного уровня. Они касаются как изменений структурной организационной перестройки системы подготовки, так и реформирования содержания и процесса обучения в магистратуре, обеспечения условий для эффективной самостоятельной работы будущих магистров.
Была поставлена задача – определить, и по возможности, учесть проблемы, которые существуют в системе подготовки магистров дошкольного образования. С этой целью проведен анализ педагогического процесса в вузе, опрос будущих специалистов относительно их обучения в магистратуре:
- с какими намерениями они связывают свое образование (мотивация);
- какие профессиональные знания и умения стремятся приобрести в своем образовании;
- какие ценности в педагогической деятельности считают ведущими;
- как сочетаются индивидуальные и фронтальные формы обучения в магистратуре?
- результатов проведенного исследования позволяет утверждать, что почти все опрошенные связывают свое образование в магистратуре с обеспечением потребности в профессиональных знаниях для успешной дальнейшей самореализации в будущей педагогической деятельности. В свою очередь, большинство из них понимают, что диплом магистра дошкольного образования не обеспечит им возможность после окончания вуза работать преподавателем высшей школы (для этого необходимо пройти низшие ступени профессионального становления: воспитатель детей дошкольного возраста (гувернер), методист или старший воспитатель, заведующий, инспектор-методист городского отдела образования и т.д.). Впрочем, опрошенные утверждают, что полученные знания пригодятся на любой педагогической работе, даже в личной супружеской жизни и воспитании собственных детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)