Диагностика эстетической воспитанности студенческой молодежи
- воспитание является видом общественной деятельности, который способствует формированию эстетического сознания и самореализации личности, выявлению эстетической активности. Одновременно является направлением образовательно-воспитательной работы, которая отличается характерными особенностями содержания, форм, методов организации.
- эстетической воспитанности студенческой молодежи осуществляется с учетом различных научных подходов. Анализ этого вопроса теоретически позволил определить следующие основные подходы к проведению диагностической работы, связанной с изучением состояния эстетической воспитанности студентов высших педагогических учебных заведений: гносеологический, аксиологический и культурологический.
- изучения особенностей диагностики эстетической воспитанности по гносеологическому подходу позволяют утверждать о взаимосвязи эстетического сознания и эстетической деятельности. Учитывая это, к критериям эстетической воспитанности отнесены: формирование эстетического отношения и опыта, выявление активности. Несмотря на то, что эстетическое тесно связано со всеми важными сферами человеческой деятельности, в процессе которой происходит формирование личностного сознания, а именно ценностных ориентаций, выделен аксиологический подход, который дает возможность осуществить диагностирование системно соответственно выявления эстетического отношения к ценностям действительности, их восприятия, освоения, структурирования и использования.
В современной высшей педагогической школе осуществляется гуманизация образовательно-воспитательного процесса. В его организации используется культурно-творческая деятельность как разновидность духовно-практической деятельности, в процессе которой личность направляет свои усилия на освоение, сохранение, пропаганду и дальнейшее приумножение материальных, социальных и художественных ценностей.
Учитывая это, выделен культурологический подход к диагностированию эстетической воспитанности студенческой молодежи. Такой подход используется в диагностике эстетической воспитанности по таким показателям:
- формирование эстетических вкусов, идеалов, интересов и потребностей;
- восприятие;
- осуществление оценки, интерпретации;
- познание, общение, творчество.
Учитывая это, культурологический подход является наиболее целесообразным для диагностирования эстетической воспитанности будущих педагогов. С этой целью определены соответствующие критерии и показатели эстетической воспитанности студентов высших педагогических учебных заведений в процессе культурно-творческой деятельности.
К таким критериям относятся:
- особенности отношения студентов к эстетическим ценностям;
- готовность студентов к освоению эстетических ценностей;
- использование студентами эстетических ценностей в процессе деятельности.
- отношения студентов к эстетическим ценностям раскрывают степень их взаимодействия с эстетическими предметами и явлениями окружающей среды, которые определяются по следующим показателям: выявление интереса, ориентаций и потребностей в эстетических ценностях. Готовность студентов высших педагогических учебных заведений к освоению эстетических ценностей раскрывает характер и степень их взаимодействия с миром прекрасного, определяемых по показателям: готовность к восприятию, оценке и интерпретации эстетических ценностей. Использование студентами высших педагогических учебных заведений в процессе деятельности эстетических ценностей свидетельствует о характере и степени привлечения к этому процессу важнейших способов освоения прекрасного в окружающей действительности.
- его показатели: использование студентами эстетических ценностей в процессе коммуникативной, познавательной и культурно-творческой деятельности.
- содержания представлений о социальной среде у старших дошкольников
- путь к качественному эволюционному развитию общества - это изменения приоритетов в образовательных процессах на демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, где усиливается внимание к личности как активному субъекту общества, а приоритетом становятся общечеловеческие ценности и гармоничные отношения с окружающим миром. Воплощение в жизнь гуманистических идей, прав человека, человеческого достоинства и гражданской ответственности неразрывно связано с развитием и воспитанием толерантной личности.
- ученые и педагоги считают, что необходимо как можно раньше знакомить детей с гуманистическими понятиями, нравственными представлениями, учить доброте, ведь именно дошкольный возраст считается сенситивным для формирования морально-этических основ развития личности.
- данной проблемы предполагает специально организованный образовательный процесс, одной из задач которого является обучение воспитанников правилам уважительного отношения к разным людям, народам, культурам; правилам милосердного и терпимого взаимодействия различных социальных и национальных групп. Формирование толерантной личности может осуществляться только с помощью гуманистических методов воспитания.
- принципы такого подхода содержатся во взаимном доверии, создании микроклимата уважения, когда педагог во всех делах вместе со своими воспитанниками, когда общение необходимо; когда формальные учебно-дисциплинарные обстоятельства переходят на второй план.
- педагогическим условием в воспитании является взаимодействие педагога и ребенка, поскольку успех этого процесса зависит от человека, который в это время рядом с ребенком. Обязанность педагога - понять ребенка, создавать условия для развития и реализации его умений, способностей и самостоятельности. Педагог должен быть для ребенка эталоном демократического и гуманистического поведения.
- гуманистические ориентиры обусловливают отношение личности к окружающим и трансформируются в регулятивно-поведенческие проявления. Ученые склоняются к мнению, что эквивалентом взаимопонимания выступает адекватный эмоциональный отклик на состояние партнера, умение выслушать.
- педагога заключается не только в создании условий для формирования толерантности между детьми, но и в предупреждении проявлений негативизма у участников учебно-воспитательного процесса (других работников учреждения, родителей): амбициозности, нетерпимости, предвзятости, раздражительности, грубости в высказываниях, запугивания.
- эти проявления недопустимы в отношениях с детьми. В то же время, человека нельзя заставить быть нравственным - нужно его убедить, пропустить знания через его эмоции, чувства, психику, через осознание того, чтобы высказанные нравственные ценности стали его собственным достоянием.
- , толерантное педагогическое воздействие предполагает наличие у педагога доверительных отношений с воспитанниками, умений видеть в каждом воспитаннике индивидуальность, обеспечивать ему право на собственное мнение, самостоятельное действие, поддерживать его самоуважение, считаться с его возможностями и желаниями, внедрять сотрудничество в образовательном процессе, прогнозировать возможные последствия. Но эта работа может свестись на нет, если педагог не учтет сотрудничество с семьей, которое предполагает достижение общих целей в воспитании, выработку адекватного реагирования на процесс социального и эмоционального развития ребенка.
- аспекты использования Теории решения изобретательских задач в практике современного дошкольного образования
Педагогические методы Теории решения изобретательских задач направлены на использование практического опыта ребенка, формирование его сенсорной культуры, получение впечатлений через все каналы ощущений и восприятия.
- показывает практика, Теория решения изобретательских задач успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения. Эта технология позволяет любому воспитателю получить достаточно высокий результат при формировании интеллектуально-творческих задатков ребенка при условии соблюдения таких дидактических принципов и правил:
- Принцип свободы выбора. Нужно предоставлять ребенку право выбора, где это возможно. Кроме того, важно формировать сознательное отношение к этому выбору и ответственность за него.
- Принцип открытости. Следует использовать возможность работать с задачами открытого типа, которые предусматривают самостоятельность в подборе способов решения и неограниченное количество ответов. Жизнь перед человеком ставит именно такие задачи.
- Принцип деятельности. Педагогика Теории решения изобретательских задач отличается тем, что в ее основу положена передача деятельности, а не передача знаний.
- Принцип обратной связи. Воспитатель регулярно контролирует процесс усвоения детьми мыслительных операций и отслеживает такие параметры: степень заинтересованности задачей, уровень понимания и усвоения материала. Яркими показателями в этом случае является эмоциональное состояние ребенка, признаки переключения внимания; его вопросы; объяснения, которыми он сопровождает продуктивные виды деятельности.
- Принцип идеальности. Идеальность - одно из ключевых понятий педагогики Теории решения изобретательских задач. Любое действие характеризуется не только полученной от него пользой, но и затратами усилий, нервного напряжения, времени, средств. Чем выше идеальность действий, тем больше от них пользы и меньше затрат. Использование приемов и методов педагогики Теории решения изобретательских задач не требует специального оборудования, поэтому они могут быть частью любой формы организации учебно-воспитательной работы, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.
- этапе подготовки субъектов инновационной деятельности к работе в новых условиях особое значение приобретает процесс обучения педагогов. С этой целью используются такие формы работы как семинары, тренинги, консультации и тому подобное.
- и интеллектуальным ядром педагогической инновационности в заведении является опытно-поисковая работа, которая организуется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Круг исследуемых проблем достаточно широк: модернизация управленческой деятельности руководителя учреждения, формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе, развитие креативности дошкольников по системе Теории решения изобретательских задач, формирование интеллектуальной культуры личности младшего школьника на основе использования Теории решения изобретательских задач.
- элементов Теории решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольных учреждений не только способствует значительному повышению уровня когнитивной и эмоциональной осведомленности ребенка, но и позволяет уменьшить противоречия между вербальным и реальным поведением в повседневных ситуациях жизни ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)