Анкеты
В Индексе представлены 4 анкеты, которые помогают стимулировать диалог и получить первые мысли о приоритетах развития от детей, родителей / опекунов, наблюдательного совета и членов коллектива. Первая анкета основывается на индикаторах и адресована всем представителям школьной общины. Ее следует использовать совместно
с соответствующими вопросами, чтобы выяснить значение какого-либо конкретного индикатора. Три другие анкеты предназначены для родителей и детей. По аналогии с индикаторами и вопросами, в процессе разработки анкет мы пытались поговорить, каким образом изложенная в Индексе система ценностей влияет на характер жизнедеятельности школы. Поэтому, в свете этой задачи, анкеты очень быстро растянулись на несколько страниц и их пришлось сокращать. Нам было приятно видеть, как эта система ценностей была переосмыслена в такие практические утверждение. По желанию школы могут их сокращать дальше или принять иным образом для своих целей.
Работа с материалами
В следующей части Индекса подробно описана технология использования материалов для проведения самооценки, которая предусматривает широкое привлечение представителей различных групп школьной общины. Следует подчеркнуть, что любого единственно правильного способа их использования не существует. Стимулом для начала процесса инклюзивного развития школы может быть: (пере) осмысления ценностей; понимание необходимости интегрировать родственные инициативы; критический анализ характера имеющихся учебных программ, которые используются в школах; употребление понятий «барьеры для обучения и участия», «ресурсы для обучения и участия» и «поддержка» для изменения подхода к образовательным трудностям; понимание роли культуры в обеспечении жизнеспособности изменений и в создании сопротивления им и использования этого фактора. Все эти виды деятельности или мероприятия могут проводиться отдельно. В то же время именно эти вопросы легли в основу разработки индикаторов и вопросов Индекса. Поэтому ниже они объединены
в целостную технологию, которая дает школе возможность всесторонне исследовать текущее состояние дел на момент потенциального изменения для содействия ее в инклюзивном развитии.
Использование Индекса для проведения мероприятий
Если до этого момента вы читали и размышляли об инклюзии и обдумывали свои возможные действия, то будет правильно сказать, что вы уже вовлечены в инклюзивное развитие. Индекс начинает играть положительную роль в деле развития школы
или любого другого учебного среды с первых попыток осмысления его материалов. Авторы описывают несколько способов их практического использования. Мы осознаем, что ваш подход к работе с этими материалами будет зависеть от того, сколько времени вы можете посвятить этой работе и насколько вы можете влиять на других. Также вам, наверное, удастся найти свои методы работы, более подходящие для вашего контекста. Эта часть подчеркивает мысль о том, что использование индикаторов и вопросов помогает воплощать инклюзивные ценности в практическую деятельность, уменьшать барьеры, мобилизовать ресурсы и интегрировать инициативы. Она показывает, как можно способствовать внедрению инклюзии в школы, проходя через различные этапы, которые пересекаются между собой, и решая совокупность определенных задач. Мы рекомендуем каждому, кто работает с Индексом, попробовать выполнить некоторые из этих задач. На всех этапах участникам в той или иной форме предлагается совместно обсуждать вопрос ценностей. На наш взгляд, приглашение к такому диалогу является главной идеей всего процесса. Мы хотим, чтобы в результате взрослые и дети, привлеченные к работе с Индексом, брали на себя общее обязательство воплощать инклюзивные ценности в практику деятельности учебного заведения путем создания плана инклюзивного развития школы и соответственно организованного сотрудничества для его внедрения. В этой части мы показываем, как лучше использовать материалы Индекса, чтобы достичь такого результата, оставляя возможности для видоизменения и корректировки плана в зависимости от обстоятельств. Там, где применение Индекса имеет более фрагментарный характер (то есть когда предметом внимания становится какой-то один аспект жизнедеятельности школы или даже работа конкретного учителя), это может способствовать активизации диалогов, которые в итоге приведут к распространению инклюзии в пределах всего заведения, к увеличению масштаба охвата и к углублению инклюзивной практики.
Вместе с тем независимо от способа использования Индекса, конечной целью должен быть не завершенный проект на основе наших материалов, а устойчивое инклюзивный развитие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)