Формирование навыков общения у здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями
Отдельной очень важной задачей для школьного психолога является оптимизация общения детей с особыми образовательными потребностями с их одноклассниками и в школьном детском коллективе в целом. Действительно, даже сама идея интеграции детей этой категории в единой образовательной системе во многом определяется потребностью расширения их контактов в социальной среде, увеличения возможностей самореализации и социальной адаптации.
Развитие социального взаимодействия детей реализуется в сотрудничестве школьного психолога с педагогом интегрированного класса и педагогическим коллективом в целом.
Формирование позитивного взаимодействия детей обеих категорий в едином коллективе требует наполнения конкретным содержанием и технологиями. Эффективной может быть групповая работа, направленная на получение здоровыми детьми необходимых знаний о проблемах их одноклассников с определенными ограничениями и об их возможностях, выработки навыков общения, взаимопомощи.
Информация об определенном ограничении (например, детский церебральный паралич), с которым приходит один ребенок или несколько детей в класс (или такие дети учатся в соседнем отдельном классе, с которыми дети постоянно встречаются на перемене, во внеклассных делах и которые могут быть потенциальными партнерами в общении). Это может быть рассказ перед тем, как дети познакомятся. В нем нужно понятно и просто объяснить, почему возникает то или иное нарушение, какие у ребенка при этом ограничения и какие возможности. Хорошо бы рассказать примеры, когда люди с обсуждаемым нарушением достигали больших успехов в учебе, творчестве. Очень важно подчеркнуть, что такое нарушение возникает с момента рождения, и никто из здоровых детей не может им заболеть, тем более - не может заразиться.
Основная мысль этого занятия, которую нужно донести до детей: на Земле все необходимые, каждый - неповторим.
В занятия можно включить некоторые симулятивные упражнения, которые могут быть полезными не только для понимания детей с церебральным параличом, но и с умственной отсталостью, с нарушением слуха.
Одно или несколько занятий можно посвятить чтению рассказов, рассказыванию историй, которые возникают вокруг детей с особыми потребностями.
При наличии специального класса, где учатся дети с церебральным параличом, с умственной отсталостью, сенсорными нарушениями, такие занятия могут быть полезными для учащихся всех начальных классов, которые в помещении школы и внеклассных мероприятиях больше общаются с этими детьми. Все занятия психолог осуществляет в сотрудничестве с педагогами.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)