Содержание и формы работы практического психолога образования по адаптации
Основной задачей работника психологической службы учебного заведения является обеспечение возможностей для индивидуального, личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику, ученику, определение особенностей развития ребенка, соответствия возрастным нормативам, ускорения или причин возможных отклонений, отставания, проведение соответствующей психолого-педагогической профилактики и коррекции.
Соглашение о сотрудничестве учебных заведений станет залогом налаживания тесных взаимоотношений между коллективами и ориентиром для дальнейшего составления плана совместных мероприятий. Соглашение о сотрудничестве стоит заключать в письменной форме. Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами. План совместных мероприятий коллективов общеобразовательных и дошкольных учебных заведений стоит составлять ежегодно.
Работники психологической службы (практические психологи) дошкольных и общеобразовательных учебных заведений должны участвовать в определении основных мероприятий совместного плана.
Планируя проведение совместных мероприятий для педагогов общеобразовательных и дошкольных учебных заведений, следует помнить о таких аспектах взаимодействия, как:
- информационно-просветительский;
- практический;
- методический.
- соответствующей организации педагогической деятельности с учетом состояния физического и психического здоровья каждого ребенка, внедрения инновационных образовательных технологий, педагоги смогут не только сформировать у детей потребность в обучении, но и обеспечить полноценное развитие их личностных новообразований.
- -просветительский аспект взаимодействия предусматривает ознакомление педагогов с явлением перспективности и преемственности, задачами осуществления преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, путями их реализации.
- психологам дошкольного учебного заведения и общеобразовательного учебного заведения необходимо провести просветительскую работу с педагогическим коллективом определенного заведения.
- аспект взаимодействия коллективов общеобразовательных и дошкольных учебных заведений выражается, с одной стороны, в предыдущем знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой - в кураторстве воспитателями своих бывших воспитанников - первоклассников.
- аспект взаимодействия предусматривает ознакомление педагогов с содержанием, методами и формами образовательной работы.
- указанные аспекты взаимодействия следует проводить такие совместные мероприятия:
- анкетирование;
- заседание педагогических советов;
- семинары-практикумы;
- заседания круглых столов;
- конференции;
- консультации;
- методические объединения;
- тематические выставки и тому подобное.
- общей деятельностью педагогических коллективов общеобразовательных и дошкольных учебных заведений может стать разработка совместных творческих педагогических проектов.
- детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста предусматривает проведение различных совместных мероприятий, в ходе которых они имели бы возможность не только ознакомиться с помещениями учебного заведения, условиями пребывания, обучения, но и познакомиться друг с другом, пообщаться.
- определяют основные виды мероприятий, проведение которых будет способствовать адаптации ребенка к новым условиям учебного заведения:
- экскурсии в учебные заведения;
- выставки детских работ;
- конкурсы.
- учеников начальных классов следует проводить экскурсии в дошкольное учебное заведение. Во время таких экскурсий учащиеся знакомятся с размещением игровых комнат, музыкального и спортивного зала и тому подобное. Это даст ученикам возможность хорошо ориентироваться в детском саду во время различных совместных мероприятий. Для детей дошкольного возраста необходимо организовывать экскурсии по территории школы, классных помещений, кабинетов директора, психолога и т.д. Во время таких экскурсий дети знакомятся с учителями, узнают, где ученики учатся, играют, обедают. Они получают от воспитателей и учителей информацию о том, какие игрушки, учебники, детские книги есть в классах, чему учат детей и тому подобное. Руководитель общеобразовательного учебного заведения должен предупредить работников, учеников о проведении таких экскурсий, а также назначить лиц, ответственных за их проведение.
- мнению специалистов, одной из форм презентации и распространения педагогического опыта и достижений детей является проведение выставок, при работе которых педагоги имеют возможность обменяться перспективным педагогическим опытом, а дети - показать свои умения и навыки. Организация выставки детских работ мобилизует и сплачивает коллектив детей. Выставки имеют также познавательное и воспитательное значение как для детей, участвующих в подготовке экспозиции, так и для тех, которые ее осматривают. При организации выставки детских работ педагоги учебных заведений должны соблюдать определенные правила ее оформления, а именно:
- выставку лучше проводить в конце каждого времени года (осень, зима, весна, лето) и посвящать памятным датам или событиям;
- желательно, чтобы работы, которые входят в экспозицию, были разные по тематике и форме исполнения;
- детские работы необходимо сопровождать информацией об авторе, названием работы;
- если рисунок выполнен в светлых тонах, его следует наклеить на темный картон (контрастный фон обеспечит лучшее восприятие рисунков);
- стандартными размерами работ является формат от А3 до А2.
- старшего дошкольного возраста вместе с воспитателями могут принимать участие в праздничной линейке 1 сентября, празднике «Прощание с Букварем» и других мероприятиях в общеобразовательном учебном заведении, а ученики начальных классов - в праздновании новогодних праздников, Дня защиты детей, праздника «Прощай, детский сад» и других.
- родительские собрания, стоит помнить о том, что традиционная форма их проведения часто не вдохновляет родителей выражать свои мысли. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо заинтересовать родителей. С этой целью практическим психологам вместе с будущими классными руководителями стоит заранее обсудить повестку дня родительских собраний, что позволит подготовить для рассмотрения вопросы, которые больше всего интересуют родителей. Стоит заранее вывесить объявление с просьбой к родителям продумать, с кем из специалистов они хотели бы встретиться, на какие вопросы получить ответы. Сборы необходимо проводить в непринужденной атмосфере, где родители будут заинтересованы обсуждать вопросы, предложенные педагогами.
- полноценного диалога между родителями и педагогами, практическому психологу общеобразовательного учебного заведения следует определить запросы родителей, для этого следует провести предварительное анкетирование. В частности, по следующим вопросам:
- воспитание ребенка в семье, каковы основные правила используются в воспитательном процессе;
- оценка характерных особенностей ребенка (положительные, отрицательные);
- что мешает родителям в общении с ребенком;
- каким родители видят своего ребенка в будущем;
- особенности общения ребенка со сверстниками;
- чего ждут родители от учебного заведения.
- процессе родительских собраний практический психолог должен помочь родителям будущих школьников выработать общие требования к поведению детей в домашних условиях и в учебных заведениях, в их обучении и воспитании.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)