Направления Индекса
Направление А. Создание инклюзивной культуры
В этом направлении идет о развитии безопасных, доброжелательных и мотивирующих сообществ, функционирующих на основе сотрудничества и в которых принимают и ценят каждого. В таких сообществах на начальном этапе определяют общие инклюзивные ценности и доносят их до всего коллектива, детей и их семей, членов наблюдательного совета, общей местной общественности и всех других лиц, работающих в школе или со школой. Ценности инклюзивной культуры служат ориентиром для выработки решений, которые определяют политику и организует повседневную практику таким образом, чтобы обеспечивать последовательный и непрерывный процесс развития. Внедрение изменений в культуру школы позволяет интегрировать их в самосознания детей и взрослых и передавать их дальше новым ученикам и работникам, прибывающих в школу.
Направление Б. Разработка инклюзивной политики
Это направление помогает сделать инклюзивными все планы, касающиеся школы, и привлекать каждого к ним. Политика способствует участию детей и взрослых с момента, когда они впервые переступают порог учебного заведения. Она поощряет заведение охватывать всех детей, проживающих в данной местности, и прилагать усилия для минимизации факторов, приводящих к их исключению. Политика по оказанию поддержки регулирует все мероприятия, которые усиливают способность школы учитывать в своей деятельности различные особенности представителей своего сословия, исходя из принципа равной ценности каждой личности. Все виды поддержки объединяются в единую систему, которая призвана обеспечивать участие каждого и развитие учебного заведения в целом.
Направление В. Развитие инклюзивной практики
Это направление определяет пути развития того, чему и как учат и учатся, на основе инклюзивных ценностей и политики. В разделе «К вопросу создания куррикулума" показано, как инклюзивные ценности влияют на структурирование и содержание учебной деятельности. Предлагаемый подход позволяет связать обучение с реальной жизнью на локальном и глобальном уровне, интегрировать концепцию прав и вводить тематику устойчивого развития. Учебный процесс в школе строится таким образом, что в обучении и преподавании изначально учитываются различные индивидуальные особенности молодежи. Он побуждает детей учиться активно, рефлексировать и критически мыслить. Предполагается, что они будут помогать друг другу и тоже становятся ресурсом для обучения друг друга. Взрослые также сотрудничают между собой, и все несут общую ответственность за обучение всех детей.
Значение культуры
Мы поместили культуру в основу нашего треугольника, подчеркнув тем самым его важность. Ведь о жизнеспособности любой политики или практики можно говорить лишь тогда, когда они достигают уровня культуры. Относительное постоянство культур сообществ, организаций и систем, с одной стороны, делает их развитие возможным, а с другой стороны - усложняет ее. Именно культура создает опору для долгосрочной эффективности изменений, но она также может становиться источником сопротивления таким изменениям.
Культура является относительно постоянным образом жизни, который создает человеческие сообщества и, в свою очередь, сама конструируется этими сообществами. Культуры создаются и выражаются через язык, ценности, через истории, которые мы друг другу повествуем и проживаем вместе, через общую историю становления и эволюцию сообщества, через знания, навыки, убеждения, тексты, произведения искусства, артефакты, через формальные и неформальные правила, ритуалы, системы и институты. Культура может порождать, усиливать и отрицать различия в степени полномочий. Она формирует ощущение того, как обычно поступают люди и как нужно делать. Она способствует созданию идентичностей, благодаря которым люди осознают свою принадлежность к определенной группе и само утверждаются через ее деятельность. Идентификация себя с определенной группой и тем, что она делает, дает мотивацию знакомить новичков с укладом данного общества. Подобно идентичностям, культура определяется взаимодействием многих различных факторов, и, следовательно, являются комплексным понятием. Внутри нее есть значительное количество отличных и подобных факторов, влияющих на людей, и поэтому они обычно состоят из сетей субкультур, частично пересекающихся друг с другом. Для характеристики этой множественности мы обоснуем понятие «культуры». Как правило, мы пытаемся избегать таких слов, как «организационная этика» и «институциональный климат», которые создают суженное представление о школе. В них скорее речь идет об определенном имидже, который транслируется руководством организации, а не о общем опыте, ориентированным на каждого.
Также культуры состоят из четко прописанных и неявных норм по идентификации гостей и посторонних и реагирования на них. Инклюзивные культуры поощряют к признанию того, что различные способы жизни и формы идентичности могут сосуществовать и коммуникация между ними требует отодвинуть в сторону различия в степени властных полномочий. Там, где гибкость и варьирование деятельности исключены, любые изменения члены сообщества могут воспринимать как потерю идентичности и сопротивляться им. Инклюзивные культуры держатся на общих ценностях, открыты для новых членов, а потому всегда характеризуются готовностью к изменениям.
Каждое направление состоит из двух разделов. Это ориентировочный шаблон для подготовки общешкольного плана развития. Читателям предлагается поразмышлять над тем, что они желают изменить в пределах каждого раздела, чтобы развивать всю школу в целом.
Индикаторы и вопросы
В этой части Индекса содержатся индикаторы. По объему они составляют наибольшую часть пособия и являются нашей попыткой помочь ответить на вопрос: «Что означают инклюзивные ценности для всех аспектов жизнедеятельности учебного заведения?» Индикаторы - это цели для развития. Каждый раздел содержит до 14 индикаторов. Их можно использовать для оценки сложившейся ситуации, чтобы потом наметить приоритеты развития. Эти индикаторы можно назвать ключевыми тезисами, где сформулированы важные перспективные задачи, которые школа, решила двигаться инклюзивным путем, может включить в свой план. В некоторых случаях важность определенному вопроса (например, этнической принадлежности) подчеркивается его наличием в различных индикаторах, а не одним отдельным индикатором. Гендерная проблематика представлена одним индикатором, посвящённым исключительно ей, и упоминается во многих других местах. Введение определенной тематики к вопросам других индикаторов уменьшает вероятность того, что приоритеты для развития определяются только на основе самых индикаторов.
Вопросы определяют смысл индикаторов. Они позволяют взглянуть на определенный индикатор под новым углом и помогают использовать имеющиеся знания о школе. Вопросы приводят к четкости в процессе изучения текущей ситуации в школе, подают дополнительные идеи по разработке дальнейших шагов для ее развития и служат критериями оценки достигнутого прогресса. Часто пользователи начинают осознавать большое практическое значение Индекса, только углубившись в детали тех или иных вопросов. Некоторые школы, работающие с этим пособием, начинают с образования совсем небольшого количества вопросов, которые отобрала команда коллег. Также индикаторы и вопросы можно использовать для того, чтобы инициировать диалоги о ценностях и о связях между ценностями и действиями.
Каждый раз в конце списка вопросов читателям предлагают его продлить. В каждой школе дети и взрослые могут изменять и адаптировать имеющиеся вопросы и добавлять свои, создавая таким образом собственный вариант Индекса.
Отдельные индикаторы и вопросы касаются дел, за которые школы несут общую ответственность с местными органами власти. В частности, речь идет о доступе к школьным зданиям, совместимость индивидуальных учебных программ для учащихся с особыми образовательными потребностями и о подготовке нормативных положений о зачислении в учебные заведения. Мы надеемся, что школы и местные администрации будут конструктивно взаимодействовать между собой, чтобы разрабатывать такие градостроительные планы земельных участков, процедуры подготовки индивидуальных учебных программ и правила приема, которые будут способствовать участию в системе общего образования всех учеников, проживающих в районе, где находится школа.
В некоторых заведениях коллектив и совет школы могут решить, что определенные индикаторы пока им неинтересны или что они задают направление движения, которым им не хочется следовать. Безусловно, школы воспринимают эти материалы по-разному и будут приспосабливать их к своим потребностям. В то же время от попыток адаптировать материалы следует отказаться, если они продиктованы исключительно нежеланием разбираться с неудобными индикаторами и вопросами.
В других школах определенные индикаторы и вопросы могут оказаться не актуальными из-за специфики самого заведения. Так, отдельные школы для мальчиков и для девочек и многие школы, которые действуют при религиозных общинах, не ставят перед собой задачу охватывать всех учащихся со своего района. Тем не менее, их коллективы часто хотят планировать работу школы таким образом, чтобы развивать ее по инклюзивным принципам, а потому могут адаптировать индикаторы и вопросы с учетом своих целей. Кроме того, подобно остальным школам, на них так же распространяются требования по внедрению инклюзивных изменений - например, предусмотренные национальным стандартом образования и законодательства в сфере инвалидности, прав этнических меньшинств или иных принципов гендерного равенства. После выхода первого издания Индекса мы не ожидали, что его будут использовать для развития специальных школ. В пособии школам однозначно рекомендуется включать всех учеников со своей местности. Вместе с тем несколько специальных школ воспользовались им, чтобы устранить ограничения для участия детей и работников в своих заведениях
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)