Информация для персонала интернатов с недееспособными детьми
Инструкция для интервьюера
1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием опросника и инструкции к нему к встрече с респондентом.
2. Начните вашу встречу по вступлению следующего содержания:
Интервью является анонимным Ваше мнение необходимо для дальнейшего обобщения информации из разных регионов, поэтому указывать свою фамилию и имя не требуется (по собственному желанию Вы можете это сделать).
Вступление является обязательным. При поступлении Вы можете поинтересоваться возможностью применить диктофон. В случае отказа не делайте никаких магнитофонных записей.
3. Задачей интервьюера является - четко ставить приведенные в опроснике вопросы и внимательно записывать ответы. Интервьюер должен максимально ограничить собственное вмешательство в процесс ответов, впрочем это не исключает помощь в объяснении отдельной фразы, просьбе приводить примеры и т.п.
4. убедится, что респондент ответил на все вопросы опросника.
1. Полное название детского дома-интерната:
2. Место расположения (населенный пункт, область, район):
3. Интервью проводится с (верный вариант подчеркнуть): а) воспитателем; б) учителем; в) няней; г) медицинским работником (кто именно).
4. Образование респондента (уровень, специальность), стаж работы:
5. Скажите, что входит в перечень ваших должностных обязанностей?
6. Как вы оцениваете - количество воспитанников за последние 5 лет - уменьшается или увеличивается? За счет чего (например, родители меньше / больше сдают, устраивают в учреждения другой формы, больше / меньше усыновляют, больше / меньше умирают и т.п.)
7. обеспечены ли дети в полной мере (индивидуальные, пользуются, дают) средствами гигиены (памперсы, зубные щетки, зубная паста, мыло, шампунь, туалетная бумага, прокладки, дезодорант, расческу, другие)?
Да Нет
А). Если да, то пользуются ли дети этими средствами гигиены?
Б). Кто отвечает за то, чтобы контролировать личную гигиену детей?
В). Какие гигиенические средства и в каком количестве расходуются на ребенка в сутки?
Г). Хватает ли памперсов и других гигиенических средств?
Есть возможность посетить туалет / душ по необходимости?
Да Нет
А). Если нет, то каковы причины этого?
Б). Обязаны ли воспитатели наблюдать пока дети находятся в туалете / душе? Зависит ли это от пола, состояния здоровья воспитателя / воспитанников?
8. Все ли дети, без исключения, могут беспрепятственно зайти или заехать на коляске в туалет?
Да Нет
А). Если есть препятствия для детей на колясках - укажите - что мешает им пользоваться туалетной комнатой:
Узкие двери Негде развернуться на коляске; Нет перил, чтобы иметь опору высоких унитазы для тех кто на колясках Другое (что именно):
9. В наличии ли горячая и холодная вода, душ, ванна? Если есть график представления, то какой он?
10. Как часто убирают помещения для детей, кто это делает, чем обрабатывают помещения при уборке, как часто меняется постельное белье, как часто и регулярно проветривается помещение, где есть дети?
11. Приведите примеры - какова пища воспитанников в течение суток:
12. Где ребенок принимает пищу?
В своей постели В той палате, где он лежит, в столовой или специально оборудованной для этого комнате, Другое (что именно):
13. В каком положении ребенок принимает пищу?
В лежачем В сидячем В специальном кресле Другое (что именно):
Какими приборами пользуетесь при кормлении детей?
С бутылки С большой ложки С десертной ложки Есть специальная ложка для кормления тяжелых детей с инвалидностью Другое (что именно):
Или учите ребенка есть самостоятельно?
Да, это входит в мои обязанности так, но это не входит в мои обязанности
Если ответ нет, то почему? - Объясните:
14. Кто отвечает за обучение детей навыкам самостоятельного принятия пищи?
15. Какое количество времени уходит на кормление одного ребенка?
16. Сколько времени есть, чтобы накормить всех детей, которые закреплены за одним человеком?
17. Существуют ли специально оборудованные кабинеты для воплощения реабилитационных и лечебных программ?
Да Нет
А) Если да, то как часто они используются:
18. Существуют индивидуальные программы реабилитации и лечения?
А) Если да, то кто контролирует их выполнение?
19. Каких ресурсов не хватает для выполнения или лучшего выполнения программ реабилитации и лечения? А) Человеческих. Кого именно? Как вы думаете, почему?
Б) материальных. Каких именно? Как вы думаете, почему?
20. Приведите примеры ваших обязанностей, направленных на минимизацию или предупреждение осложнений инвалидности:
Сколько раз в год проводится медицинский осмотр специалистами детей, находящихся в заведении?
А) Как и где фиксируются результаты этого обзора?
Б) Кто ответственен за фиксацию этих результатов?
В) Сколько времени в среднем тратит каждый специалист на каждого ребенка?
Г) Обзор проводится коллективно (присутствуют все дети в комнате где проводится осмотр, которые осматриваются по очереди) или индивидуально (других детей, кроме ребенка, которого осматривают в помещении, где происходит обзор нет)?
Д) Обзор проводится в палате или в отдельном помещении (кабинете, комнате)?
21. Какие по вашему мнению есть проблемы по выполнению назначений специалистов, которые являются результатами периодического медицинского осмотра детей, находящихся в заведении?
22. Что входит в ваши должностные обязанности в случае необходимости оказания первой медицинской помощи ребенку, который находится в заведении?
23. Какие, по вашему мнению, есть проблемы по обеспечению детей необходимыми лекарствами, аксессуары (очки, протезы, специальная обувь и т.п.), адаптационным оборудованием, назначаются специалистами в результате осмотров и предусмотренных реабилитационными и лечебными программами?
В какие оздоровительных учреждений отправляются дети дома - интерната в случае необходимости?
А) По какому принципу и как часто?
Б) Каково количество детей, которые посетили такие заведения последний год?
24. С какими вопросами (приведите примеры) обращаются дети к врачу (медицинской сестры) по необходимости в любое время?
25. Какие в случае необходимости используются в обучении и общении специальные средства коммуникации (язык жестов, азбука Брайля, другие формы)?
Каковы проблемы, связанные с использованием специальных средств коммуникации в случае необходимости?
26. Приведите примеры учебных программ для различных категорий детей, находящихся в заведении? Или такие программы индивидуальные для каждого, или для всех одинаковые?
А) такие программы есть индивидуальные для каждого, или для всех одинаковые?
Б) Как вы участвовали в разработке таких программ (если брали)?
27. проводят ли учебные занятия исключительно педагоги заведения?
Да Нет
Если нет, то кто еще принимает в этом участие?
28. хватает ли специалистов для обучения воспитанников, находящихся в заведении?
Да Нет
Если нет, то кого именно не хватает и какие причины этого?
Приведите примеры учебных пособий, которыми пользуется персонал в заведении?
29. Какая литература для детей существует в заведении и каким образом воспитанники могут знакомиться с ее содержанием?
30. сотрудничает ли заведение с общеобразовательной школой?
Да Нет
А) Если нет, то какой, по вашему мнению, причина этого?
Б) Если да, то в какой форме?
В) Почему именно в такой форме?
31. Какие виды занятий проводятся в игровых, учебных комнатах?
А) Какова периодичность занятий в игровой, учебной комнате?
32. Сколько есть воспитанников в учреждении, которые не учатся? А) Каковы обычно причины этого?
33. Сколько воспитанников не посещают игровые комнаты, спортивные площадки? Каковы обычно причины этого?
34. Каким образом осуществляется профессиональная ориентация воспитанников заведения?
35. рассказываете ли вы детям об их поле, об изменениях, которые проходит человек с взрослением, о том, что никто не имеет права касаться интимных мест ребенка и заставлять делать то, что он не хочет?
Да Нет
А) Если нет, то каковы причины этого?
Б) К кому дети могут обратиться в случае, если чувствуют угрозу, боль или другие неприятные ощущения от контакта с любым человеком?
В) Знают ли об этом дети?
Учат ли детей навыкам мобильности (передвижение на колясках, ориентация незрячих в пространстве и т.д.)?
Да Нет
А) Если да, то каким образом и кто это делает?
36. Какие дополнительные меры проводятся с воспитанниками (музыкальные, спортивные и т.д. ...)?
37. обучают ли воспитанников в учреждении навыкам самообслуживания?
Да Нет
А) Если нет, то каковы причины этого?
Б) Если да, то, как учат и каким именно навыкам?
38. Какие социальные навыки вырабатываются у детей?
39. Имеют воспитанники возможность праздновать свои дни рождения?
Да Нет
А) Как это может быть организовано?
Б) Каков порядок празднования праздников в заведении?
40. Каковы условия для воспитанников пользования средствами мобильной связи?
41. Имеют ли возможность воспитанники общаться с другими детьми (не воспитанниками учреждения) ровесниками?
Да Нет
А) Если да, то каким образом и как часто?
42. К каким (приведите примеры) спортивным, рекреационным и оздоровительным объектам (бассейны, летние лагеря, оздоровительные учреждения и т.п.) могут ездить дети на отдых и оздоровление?
А) Дети с какими недостатками не могут попасть в эти учреждения, почему?
Существуют ли случаи усыновления, установления опеки, возвращение в биологическую семью?
Да Нет
А) Если да, приведите примеры:
43. Каким образом воспитанники могут контактировать с гостями, родственниками?
44. Как часто воспитанники (подопечные) гуляют на свежем воздухе?
45. все ли воспитанники, которые в этом нуждаются, обеспечены индивидуальными средствами передвижения (инвалидными колясками, ходунками, каталками)?
Да Нет
А) Если нет, то каковы причины этого?
Б) Если да, то в каком состоянии эти средства?
46. Сколько раз в сутки меняется положение у лежачих воспитанников?
47. Что воспитанники могут делать в течение дня самостоятельно?
48. Воспитанники каких категорий имеют личные вещи?
А) Где хранятся личные вещи (индивидуальные шкафы, отдельная комната, где хранятся вещи всех воспитанников)?
49. Где воспитанники могут побыть наедине, уединиться?
Каким образом выбирается одежда для воспитанников (кто и как выбирает, могут ли они делать это самостоятельно)?
А) Является ли одежда, белье, обувь индивидуальными?
50. За какие поступки и каким образом могут быть наказаны воспитанники?
51. Есть ли случаи жестокого обращения среди воспитанников?
Да Нет
А) Если да, то приведите примеры:
Б) Какими обычно являются действия персонала, администрации в таких случаях?
52. Каким образом вы поощряете ребенка делать то, что нужно?
53. используются ли «психиатрические» медикаменты в корректировке поведения, сексуальной активности воспитанников?
Да Нет
А) Если да, то как часто? Насколько распространена такая практика? Это наказание или общая воспитательная практика?
54. За какие поступки могут освободить от должности воспитателя, младшего медицинского персонала, медсестру, врача?
А) Если были случаи увольнения персонала за определенные поступки - приведите примеры:
55. Существует ли в учреждении Устав и какую роль он играет?
56. Известны ли вам общественные организации, волонтеры, другие люди, которые обычно приезжают в интернат и помогают детям, интересуются их жизнью?
А) Если известны, то как вы можете охарактеризовать отношения между персоналом и такими посторонними людьми?
Б) Как часто кто-то наведывается в интернат? Являются ли такие визиты регулярными?
57. Принимали ли вы участие в учебных программах, тренингах, семинарах и т.п. посвященным правам ребенка?
Да Нет
А) Если да, приведите примеры:
58. Приведите примеры образовательных мероприятий (семинары, тренинги и т.п.), для персонала, работающего в сфере реабилитационных услуг, если такие меры вам известны?
59. Где готовят специалистов для работы в этих учреждениях?
А) Как часто происходит повышения квалификации?
В) Для кого проводятся курсы повышения квалификации?
Приведите примеры, если такие вам известны, программ предупреждения или уменьшения профессионального «выгорания» сотрудников:
60. Есть ли возможность у персонала обратиться к психологу, получить совет - как вести себя в той или иной ситуации (когда ребенок ведет себя агрессивно, устраивает драку и т.п.)?
Да Нет
А) Если да, то приведите примеры:
Б) Что другое могут сделать представители персонала в таких случаях?
61. Есть ли разница между оплатой труда персонала заведения и других подобных заведений (например. Школ-интернатов, больниц и т.п.)?
Да Нет
62. Работа в этом заведении является вашей постоянной работой, или по совместительству?
Постоянная По совместительству
63. Как вы оцениваете условия своего труда в заведении - насколько тяжелыми, объясните ваш ответ: Что мешает работе (профессиональной деятельности), есть ли проблемы, какие изменения могли бы улучшить положение?
64. Какую работу кроме ваших должностных обязанностей вы вынуждены выполнять в заведении и почему?
65. Какие дополнительные знания вы бы хотели получить для того, чтобы выполнение вами должностных обязанностей было более эффективным?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)