Основные шаги к изменению политики ухода за детьми
По мнению экспертов, основными шагами к изменению политики ухода за детьми, которые имеют тяжелые пороки физического и умственного развития должны быть:
• Повышение осведомленности работников интернатской системы, руководителей и политиков, принимающих решения, о негативных последствиях институционального ухода для детей. Ускорение формирования законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования системы социальных услуг, при этом максимально используя уже наработанные сейчас лучшие практики предоставления услуг длительного ухода, материалы и проекты документов.
• Утверждение государственных стандартов качества услуг длительного ухода с поселением для детей с тяжелыми физическими и умственными недостатками.
• Проведение мониторинга деятельности домов-интернатов, на базе которых внедрялись инновационные проекты с участием общественных организаций, с целью обобщения и дальнейшего распространения положительного опыта.
• Применение превентивных мер по предупреждению создания новых интернатских заведений и новых мест для размещения детей с инвалидностью в действующих домах-интернатах.
• Внедрение в практику регулярного оценивания и просмотра состояния и потребностей детей, находящихся в детских домах-интернатах (не менее раза или два в год), разработку индивидуализированных планов ухода и поддержки.
• Разработка национального плана действий, графиков, критериев оценки постепенного сворачивания институционального размещения детей и замены этого вида опеки на сеть социальных служб в общине и интеграции социальных услуг для лиц с инвалидностью в общие системы образования, здравоохранения и тому подобное. В случае необходимости существования специализированных учреждений длительного ухода, их деятельность должна поддерживаться этими системами.
• Обеспечение поддержки деинституциализации всеми министерствами во всех сферах социальной политики.
• Введение программ раннего вмешательства с целью предупреждения инвалидизации или смягчения последствий тяжелых пороков физического и умственного развития и поддержки семейных форм ухода.
• Введение как на национальном, так и местном уровне программ комплексной поддержки семей, воспитывающих и осуществляют уход за детьми с инвалидностью, включая финансовую помощь для компенсации расходов, связанных с инвалидностью ребенка, а также услуги по дневному и временному уходу, отдыха, родительского обучения и консультирования.
• Приведение в соответствие действующих штатных расписаний детских домов-интернатов типичным
• Внедрение непрерывного образования для работников детских домов-интернатов через проведение тренингов и семинаров.
• Введение раза в два года, консультирование младшего медицинского персонала интерната с целью предупреждения «профессионального выгорания» и поддержки профессиональной компетенции путем проведения семинаров на рабочем месте.
• Уменьшение количества воспитанников, закрепленных за одной няней и воспитателем.
• Изменение графика работы младшего медицинского персонала для создания условий формирования привязанностей, а именно предоставление возможности персоналу выступать в роли «важного взрослого», а детям обеспечения успешного развития независимости.
• Введение второй смены для воспитателей с целью обеспечения последовательности, непрерывности процесса индивидуального роста детей и обеспечения принципа нормализации соответствующего суточного, недельного, сезонного цикла жизни.
• Создание в детских домах-интернатах условий для прохождения практики студентами учебных заведений, осуществляющих подготовку реабилитологов, педагогов, медиков и тому подобное.
• Внедрение в практику работы детских домов-интернатов «дней открытых дверей» для визитов волонтеров, детей, обучающихся в общеобразовательной системе и тому подобное.
• Содействие распространению положительного опыта общественных организаций по уходу за детьми с инвалидностью, приобретенного при реализации проектов, путем проведения семинаров, тренингов, выпуска и распространения методической литературы.
• Налаживание сотрудничества администрации и работников детских домов-интернатов с региональными негосударственными организациями, представляющими интересы детей-инвалидов и предоставляют им и их семьям соответствующие социальные услуги по уходу и поддержке.
• Оказание помощи домам-интернатам общественными и благотворительными организациями в привлечении дополнительных источников финансирования и методической поддержки и направление их на решение конкретных задач по принципу «разумной помощи».
Общая политика государства в отношении детей с инвалидностью, которые воспитываются в государственных интернатских учреждениях, должна основываться на принципах и подходах, которые учитывали лучше интересы ребенка при принятии решений относительно этого ребенка. Ответственные органы должны тщательно изучать потребности детей с инвалидностью и их семей с тем, чтобы предложить такие меры поддержки, которые позволили бы детям расти в своих семьях. Благодаря качественным услугам и развития политики семейной поддержки, такие дети могут иметь полноценное и радостное детство, а также получить необходимую базу для взрослого и независимой жизни в обществе.
Сама по себе деятельность по обеспечению прав ребенка не будет приносить ожидаемого результата без обеспечения этим детям хотя бы минимальных жизненных перспектив, то есть внедрение комплексных действий по всем направлениям работы.
В этой сфере нужна последовательная и хорошо спланированная политика с привлечением всех касающихся проблемы министерств и других ответственных государственных институтов. Основная цель данной политики - каждый ребенок с инвалидностью должен жить в семье (за исключением непредвиденных обстоятельств). Интересы ребенка должны преобладать над всеми другими обстоятельствами в принятии решений, касающихся судьбы ребенка. Общество должно быть вовлеченным в этот процесс и осознавать свою ответственность и обязательства перед детьми с инвалидностью.
Несмотря на то, что наша страна находится только в начале этого пути, свои обязательства по соблюдению прав таких детей государство должно выполнять в полном объеме, особенно учитывая то, что эти дети полностью зависят от действий должностных лиц и политики государства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)