Обеспечение приватности жизни детей с ограниченными способностями
Проблематика обеспечения приватности воспитанников хотя бы на минимальном уровне остается нерешенным вопросом. Общий подход к приватности воспитанников был рассмотрен во время работы фокус-группы:
В нашем законодательстве есть только понятие «квадратуры» на каждого ребенка. У нас есть такие дети, которые не могут передвигаться, а есть и такие, которые требуют большего личного пространства.
Как уже было показано, дети не имеют возможности индивидуального хранения личных вещей из-за плохой мебели, отсутствуют места для уединения, полностью игнорируются даже базовые нормы приватности при посещении туалета: «Возможности уединиться в корпусах нет. Старшие воспитанники (молодежное звено) летом могут посещать туалет на улице, который имеет двери и где можно уединиться. Крючок на двери отсутствует»; «Некоторые воспитанники могут по необходимости самостоятельно сесть на горшок и воспользоваться туалетом, если они осознают свои действия. Воспитатели не обязательно будут смотреть за этим конкретным ребенком, но все дети должны оставаться в поле зрения воспитателей и нянечек. Воспитанники не могут посетить душ по необходимости сами. Воспитатели обязаны наблюдать за некоторыми детьми в туалете и за всеми детьми в душе, чтобы дети не травмировались сами и не травмировали окружающих »;
«Возможность самостоятельного посещения туалета и душа отсутствует полностью. Это вызвано и условиями проживания (обустройство помещения), развитием воспитанников и должностными инструкциями для персонала, предусматривающих сопровождение воспитанников ».
Дети постоянно находятся под наблюдением персонала, преимущественно занимаются коллективной деятельностью, и возможности что-то делать самостоятельно у детей практически нет: «Некоторые играют игрушками, другие - смотрят телевизор, слушают музыку, просто передвигаются по дому»; «Могут играть, смотреть телевизор, слушать музыку, рисовать, читать»; «Могут играть игрушками, смотреть телевизор, слушать музыку»; «Гулять, слушать музыку, играть в футбол»; «Убирают в игровых комнатах, работают самостоятельно по наведению порядка на территории, играют»; «Тяжелые - просто лежат, а те, что ходят – играют и тому подобное". Большинство из перечисленного дети делают опять же под наблюдением персонала. Персонал часто даже не представляет себе, что ребенок может потребовать быть наедине.
Характерные ответы относящихся к приватности детей: «Не знаю. Когда в палате никого нет »; «Не могут, поскольку находятся под постоянным наблюдением»; «Все дети должны быть под наблюдением (их должны видеть), но гулять могут где нравится»; «В зависимости от состояния здоровья, могут быть наедине в учебной комнате, в туалете». Лишь в одном интернате указано, что воспитанники могут посетить «комнату эмоциональной разгрузки».
Все работники, за исключением 2-х, ответили, что дети могут посещать туалет и ванну по необходимости. Однако это не означает, что они это могут сделать самостоятельно: «Те, которые это сами могут сделать, то делают сами, а те что не могут, то мы садим на горшок»; «Особая форма заболевания - все подопечные являются инвалидами 3 и 4 профиля (лежачие)"; «Пользуются с помощью санитарки». Опять же, согласно ответам персонала, надзор за детьми во время посещения ими туалета и ванны, зависит от заболевания, и не зависит от пола ребенка. Практика надзора за детьми в это время: «Зависит от состояния здоровья. Среди детей молодежной группы есть такие, которые посещают душ / туалетные комнаты самостоятельно »; «Не обязаны следить, воспитатель находится с тем, кто нуждается в помощи (физической или интеллектуальной)"; «Обязаны, потому что это дети с разной степенью умственного развития» «Если« умные », то смотрим в туалете, а по другим смотрим, сами сажаем на горшки, в душе всех моем и смотрим за всеми, потому что они могут все открутить »; «Да, персонал, который находится непосредственно с подопечными, должен находиться с воспитанниками в душе, или туалете, и это зависит от состояния здоровья подопечного»; «Обязаны в связи с состоянием здоровья воспитанников»; «Да, это обусловлено профилем интерната»; «Да, за ними присматривает санитарка. Состояние здоровья не позволяет воспитанникам принимать ванну самостоятельно. У ребят отсутствует чувство стыда, они привыкли к тому, что о них заботятся женщины ».
Воспитанники имеют свою одежду, однако не воспринимают его как собственную «Одежда и обувь не являются вещами индивидуального потребления, это обусловлено и спецификой закупки одежды и умением воспитателей обеспечить его правильное ношение и хранение. Каждый из воспитанников имеет определенный пронумерованную одежду. Обувь не является личной - выдают детям по размеру. Относительно общего пользования бельем - неизвестно. В большинстве воспитанников одежда грязная, потому что меняют ее только по графику. Однако существуют случаи, когда ребенок чем-то очень сильно испачкался или облился, тогда меняют одежду сразу »; «Собственной одежды практически нет, совсем нет обуви, отсутствует теплая одежда для прогулок в холодное время года. Часть воспитанников полностью раздетые (в реабилитологии по такому положению вещей есть два противоположных мнения). Сравнение с детьми, которые живут дома быть не может. Белье - общее, одежда - тоже »; «Обувь является собственной - выдают детям по размеру. Одежда не является в сугубо индивидуальном потреблении, после стирки вещи могут достаться другому ребенку, это обусловлено и спецификой закупки одежды и неспособностью воспитателей обеспечивать его правильное ношение и хранение. Каждый из детей имеет определенную пронумерованную одежду, которую они носят. Есть «парадная» одежда - собственная у каждого ребенка, но она для поездок в больницу или при посещении гостями. Пользования бельем вообще вопрос сложный – не понятно, пользуются бельем дети вообще. Как правило это штаны, или колготы, которые могут постоянно меняться, если ребенок их замазал ».
У детей ограничена возможность выбирать себе одежду. Так, по словам персонала:
«Воспитанники могут выбирать одежду самостоятельно (но не все). В основном закупают необходимые размеры »; «Те, кто могут, выбирают из того, что есть, или покупают с воспитателем»; «Выбирают сотрудники (директор, кладовщик)»; «Одежду кажется, взрослые дети могут себе выбрать сами, а те, кто не понимает, или младшие дети, то для них одежда пронумерована и нянечка или воспитатель ее раздает»; «Одежда выбирается очередным медперсоналом согласно размеру, но питомец может сам выбрать некоторые вещи».
Доступ к собственным вещам для воспитанников ограничен, при этом персонал имеет свободный доступ к вещам: «Воспитанники имеют вещи, которые им постоянно дают и которые они постоянно носят. Все вещи пронумерованы. Кстати у всех детей, за исключением некоторых детей старшего звена она хранится централизованно в шкафах в комнатах, некоторые вещи этих детей сохраняются в тумбочках у кроватей. Зубные щетки и зубная паста хранятся централизованно и выдаются воспитателями »; «Дети не имеют места для хранения личных вещей: тумбочки в спальнях - декоративные, шкафы с одеждой (одежда личный) закрываются на ключ и доступ к ним имеет только персонал. Дети в молодежном отделении живут несколько иначе, они могут хранить личные вещи (например, игрушки, свои изделия) в спальне »; «Воспитанники имеют личные вещи - средства гигиены, игрушки, компьютер. Хранятся в комнате в тумбочке или в игровой комнате. У большинства воспитанников нет своих вещей ». Стоит отметить, что названные шкафы не являются индивидуальными, они на несколько человек, оборудуются отдельные комнаты для хранения одежды и вещей. Ситуация с собственными вещами и личной одеждой выглядит лучше у воспитанников молодежного отделения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)