- игровые комнаты и их соответствие потребностям детей с ограниченными способностями
Помещения, в которых дети могут передвигаться, проводят большую часть своего времени - это игровые комнаты. Количество игровых комнат отличается в интернатах (от 2-х до 10-ти) в зависимости от обстоятельств: технических возможностей зданий, спонсорской помощи, потребностей заведения. Также различается их наполнение, оборудование и назначение, включая тренажерный зал.
Общее описание игровых комнат оказалось следующим:
«Размеры - 2 комнаты были примерно 5х3 м, все остальные были больше. Пол - во всех игровых комнатах пол покрыт ковром, ковер в хорошем состоянии, сравнительно чистый. Стены - стены в хорошем состоянии, в некоторых комнатах висят аппликации из бумаги, а также фотографии детей. Полочки - в двух комнатах для обучения и одной игровой комнате имеются полочки, где хранились изделия детей и различные игрушки.
Игрушки были в основном пластмассовые, большого размера или резиновые. Также были большие мячи, пирамида и кубы из цветной кожи (в хорошем состоянии), сухой бассейн. Мебель - в хорошем состоянии. Шкафы, диваны и кресла. В одной из комнат была лестница (шведская стенка). Не уверен, что дети знают, как ею пользоваться. В одной игровой комнате были чугунные батареи - желательно, чтобы батареи были прикрыты защитным материалом, чтобы дети случайно не поранились о них »;
«Стандартная комната оборудована шкафом с книгами, большим количеством мягких игрушек, пазлами. На стенах детские рисунки, пазлы, цветы, есть столы и стулья, альбомы для рисования, краски, телевизор. На полу - ковровые дорожки »;
«Одна игровая комната на первом этаже. Имеет квадратную форму, примерно 16 метров, оснащен доской, тумбочками, 2 стола и стулья. Есть игрушки, книги, принадлежности для рисования и аппликации, религиозный уголок, в котором часто находится 1 из воспитанников. На стенах картины, газета, которую по словам персонала готовят воспитанники, рисунки воспитанников, есть книжный шкаф, принадлежности для рисования и аппликации, конструкторы, учебный материал, доска для мела, мягкие игрушки (очень мало), ноутбук, принадлежащий одному из воспитанников. Покрытие - линолеум, 6 светильников-плафонов, 3 больших окна ».
Все игровые комнаты имеют игрушки, но многообразие и качества игрушек, а кроме того, их доступность и реальное использование детьми, не одинаковы в игровых комнатах различных групп (по состоянию здоровья детей) - часть игрушек имеет чисто декоративных характер, в отдельных интернатах игрушек откровенно мало:
«Игрушки в основном пластмассовые. В игровых комнатах игрушек было мало. В одной из комнат они вообще были на полках, где их не могли достать большинство детей »;
«Мягкие игрушки обслуживающий персонал не дает, в связи с состоянием здоровья детей»;
«Во время пребывания в этих комнатах дети имеют к игрушкам доступ. Это преимущественно мягкие игрушки, конструкторы и пазлы, а также раскраски »; «Персонал ограничивает пользование твердыми игрушками, поскольку велик риск травмирования воспитанников, санстанция запрещает использование мягких игрушек.
В общем
- Игрушек очень мало »;
«Игрушки в игровых комнатах доступны детям под присмотром воспитателя. Как правило это те игрушки, которыми дети могут играть без посторонней помощи - куклы, кроватки для кукол, машинки, чтобы отталкиваться ногами, велосипед, конструктор. Когда нет надзора воспитателей - вторая половина дня, дети игрушками почти не играют ».
В одном из интернатов есть даже специальная комната для игр, и она оборудована современными тактильными тренажерами для развития мелкой моторики, сухим бассейном. Все оборудование приобретено за спонсорские средства. Однако все находится в слишком хорошем состоянии, что вызывает сомнения в практическом использовании комнаты для детских игр и развития.
Кроме, собственно, игрушек, в наличии есть и материалы для занятий прикладным искусством:
«В комнатах для обучения есть материалы для занятий прикладным искусством. В одной комнате для обучения было много изделий из бисера, бумаги и рисунков ».
« краски, альбомы, раскраски, фломастеры, карандаши».
«Есть принадлежности для рисования и аппликации».
«Дети в основном работают с цветной бумагой, клеем, ножницами, пластилином, раскрасками».
«По словам персонала, мальчики более способны к творчеству чем девочки. Некоторые дети пишут буквы, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликацию».
В 2-х интернатах есть специальное расписание занятий в игровых комнатах, но он не общедоступный, а у воспитателей и психолога, которые работают с детьми. Еще в одном заведении было отмечено, что дети пользуются игровыми комнатами по желанию и необходимости. В других интернатах специального расписания нет, однако занятия с детьми зависят от графика работы специалистов, проводящих такую работу:
«Персонал говорит, что в заведении есть 2 учителя (работу которых оплачивают благотворители), эти люди занимаются с воспитанниками, и часть из них знает буквы, цифры, только 2 умеют читать».
«Расписания нет, но занятия проводятся каждый день в первой половине, когда на работе есть воспитатели, без воспитателей дети не имеют доступа ни к учебным комнат, ни к игровым».
Но не все дети имеют возможность находиться в игровых комнатах:
«Стараемся даже самых« трудных »детей выводить из палаты и двигать».
«Ориентировочно 5 человек не посещают по состоянию здоровья».
«Высокий уровень умственной отсталости, всех детей выводят и выносят в игровую комнату, но не все участвуют в играх и общении».
«Лежачие больные не посещают».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)