Социальная и индивидуальная модели инвалидности
Использование термина «барьеры для обучения и участия» вместо «особых образовательных потребностях» для обозначения проблем, с которыми сталкиваются дети, противопоставляет социальный подход к пониманию трудностей в обучении, или подход на основе концепции «индивидуальных недостатков». В связи с этим уместно вспомнить о противоречиях между социальной и медицинской моделями понимания инвалидности. Нарушение определяют как длительное «ограничение физической, интеллектуальной или сенсорной функции», хотя понятие интеллектуального нарушения проблематично и несет в себе необоснованную идею о физической основе трудностей в обучении. Ограниченные возможности или инвалидность, можно рассматривать как барьеры для участия людей с нарушениями, хронической болью или заболеванием. Согласно медицинской, или индивидуальной модели инвалидности, барьеры, возникающие перед человеком с нарушением, является прямым следствием его деятельности. Зато в одном из вариантов социальной модели утверждается, что процесс признания инвалидом человека с нарушением наступает в процессе взаимодействия между его организмом и социальной и физической средой. Часто ограниченные возможности, или инвалидность, возникают в самой среде - они приобретают вид дискриминационных отношений и практик, а также проявляются в несостоятельности устранить препятствия для доступа и участия. В других случаях они являются продуктом взаимодействия между средой и лицом с нарушением, болью или хронической болезнью.
Что касается преодоления нарушений, то в этом плане школы могут сделать относительно немного, хотя меры по профилактике заболеваний и созданию безопасной среды помогают некоторым детям их избежать. В то же время школы не обладают способностью существенно уменьшать барьеры, вызванные дискриминационными отношениями и действиями, а также институциональные барьеры, которые возникают на пути детей и взрослых с нарушениями развития. Кроме того, они законодательно обязаны осуществлять приспособленность, чтобы содействовать участию детей с нарушениями. Стоит добавить, что принятие на работу людей с нарушениями развития служит огромным стимулом к трансформации общешкольной культуры.
Институт дискриминации
Барьеры, которые препятствуют участию определенных групп и возникающие из-за особенностей структуры организаций и методов управления ими, являются примерами «институциональной дискриминации». В выводах комиссии Макферсона, которая расследовала поведение лондонской полиции по делу убийства чернокожего подростка Стивена Лоуренса, говорится о существовании «институционального расизма» в полиции, образовании, в системах здравоохранения и социального строя. Впрочем, конечно, такая дискриминация наблюдается не только в государственном секторе. Институт расизма определяют, как дискриминацию в предоставлении услуг, «что проявляется в неосознанном предвзятом отношении, незнании, невнимательности и расистских стереотипах, вследствие чего выходцы из этнических меньшинств оказываются в менее выгодном положении». Это толкование совпадает с тем, которое предложил американский активист Стокли Кармайкл более 40 лет назад. Однако институциональная дискриминация шире расизма. Она также охватывает случаи создания организациями менее благоприятных условий для определенных людей из- за их бедности, пола, наличия нарушений, классовой или национальной принадлежности, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, религии, убеждению и возрасту. Институциональная дискриминация обходит барьеры для участия, а в образовании часто мешает учебе. Длительная дискриминация часто ведет к обеднению образовательной истории и снижение классификационного уровня, ухудшает шансы лиц в поисках работы. Еще одним следствием этого явления бывает то, что состав школьного коллектива не является репрезентативным по отношению к местным. Поэтому развитие инклюзии время связано с мучительным процессом критического переосмысления собственных дискриминационных практик, отношений и организационной культуры.
Нетерпимость к отличительности черт связана с идеями доминирование одной культуры, когда организации или группы людей определяют образ жизни с соответствующим ему набором социальных ролей единственно приемлемым способом бытия. Когда в монокультурной организации лицо не чувствует доброжелательного отношения к себе, оно может воспринимать такое отторжение как расизм, сексизм, марксизм, дискриминацию по признаку инвалидности и тому подобное. В первые десятилетия 21-го века часть европейских политиков совместно с рядом активистов и организаций, участвующих в борьбе с неравенством, высказывались против «Мультикультурализма». Они утверждали, что эта идеология оказалась неспособной обеспечить гармоничное сосуществование людей различных национальностей. И в своем отрицании какой-то конкретной формы мультикультурализма они, сознательно или бессознательно, действовали в пользу продолжения политики институциональной дискриминации, производившей это явление.
Индекс помогает школам создавать комплексную, открытую среду, поддерживая разработку антидискриминационной политики. Такая политика основывается на государственных положениях, например, на Законе с 2010 года о равных правах и недопущения дискриминации, но по своему характеру может включать широкий круг вопросов. Все эти требования формулируются и внедряются в контексте учебного заведения, который признает ценность разнообразия всех своих членов и твердо решает учитывать его как важный фактор развития своей деятельности. После этого вводится в действие антидискриминационная политика - не для соблюдения норм законодательства, а потому, что она пропагандирует ценности, которые разделяет все школа
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)