Ребенок с нарушениями зрения и уровень запоминания
Научными исследованиями доказано, что заучивание стихов - процесс индивидуальный (каждый ребенок с нарушениями зрения имеет свой уровень запоминания), поэтому не рекомендуется проведение фронтальных, групповых занятий с этой целью. Представляется целесообразным ознакомление с поэтическим произведением, отобранным для заучивания, проводить на групповых занятиях, а его разучивание - индивидуально. Такое занятие проводится по ориентировочной схеме:
- Интерес детей с нарушениями зрения:
- в младшей группе - сюрпризный момент игрушка, о которой упоминается в стихотворении, игровая ситуация;
- в средней группе - обращение к собственному опыту детей с нарушениями зрения, вступительная беседа на тему стихотворения;
- в старшей группе - вступительная беседа по теме стихотворения, беседа о творчестве поэта, его ранее прочитанные поэтические произведения.
- Сообщение названия стихотворения, его автора. Воспитатель читает стихотворение на память.
- Беседа по содержанию стихотворения.
- Повторное чтение стихотворения воспитателем (1-2 раза).
- Чтение стихотворения (1-2 раза) с определенным приемом заучивания: игровым, наглядным, тому подобное. Как правило, детям с нарушениями зрения с высоким уровнем запоминания этого достаточно, чтобы выучить стихотворение.
- Декламирование стихотворения ребенком, который его запомнил (по его желанию).
- Интересное завершение занятия: психологический этюд или рисование под музыку по содержанию стихотворения.
С детьми с нарушениями зрения, которые не запомнили стихотворение на групповом занятии, проводятся индивидуальные занятия.
Можно привести несколько способов заучивания стихов, которые воспитатель может использовать, учитывая индивидуальные особенности ребенка с нарушениями зрения и содержание художественного произведения.
Заучивание по иллюстрациям - один из самых эффективных способов заучивания стихов с дошкольниками с нарушениями зрения. На каждую законченную мысль стихотворения создается рисунок, то есть к одному стихотворению подбирается несколько иллюстраций. Стихотворение читается в их сопровождении, а после первого и второго прослушивания дети раскладывают иллюстрации к стихотворению в логической последовательности, пытаясь самостоятельно воспроизвести поэтическое произведение. Поэтому за счет включения зрительной памяти стихотворение быстро запоминается.
Инсценировка - разыгрываются все действия, о которых говорится в стихотворении; включение двигательной памяти, игровые приемы.
Договаривание последнего слова рифмы - воспитатель читает строку, последнее слово в ней договаривает ребенок.
Чтение строк с вопросительной интонацией - воспитатель читает строку стихотворения с вопросительной интонацией, ребенок утверждает этой же строкой.
Независимо от того, каким способом заучивается стихотворение, оно заучивается целиком от начала до конца; недопустимо заучивать стихотворение частями - у детей с нарушениями зрения исчезает целостность восприятия произведения.
Игры по содержанию любимых сказок, рассказов, сюжетных стихотворений старшие дошкольники организуют не только при содействии воспитателя, но и самостоятельно, привнося в исполнение своей роли инициативу, фантазию, творчество, выдумку и тому подобное. Такие игры не требуют значительной подготовки и репетиций - достаточно знания и интереса детей с нарушениями зрения к художественному произведению и использование элементов костюмов, декораций.
Инсценировка - это точное воспроизведение художественного произведения по ролям (игра для других), что требует значительной предварительной подготовки (разучивания текста, подготовки декораций, костюмов, репетиции), поэтому проводится только в старших группах. На инсценировки, которые являются составной частью праздников, развлечений, приглашаются родители, дети младших групп, работники дошкольного учреждения и др.
Для того чтобы повлиять на чувства детей с нарушениями зрения, их переживания, воспитатель должен заранее подробно проанализировать сказку, подобрать удачные средства выразительного чтения или рассказывания (интонации, расстановку пауз, логические ударения), выработать четкое и правильное произношение каждого слова, фразы, предложения. Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо запомнить текст, чтобы дословно передать повторы, песенки, образные народные выражения. Следует определить, для каких слов, фраз необходимы иллюстрации, объяснения, продумать приемы, время и место их объяснения.
Структура занятия с использованием сказки:
- Вступительная беседа.
- Рассказывание сказки. Иллюстрации и объяснения отдельных слов, выражений. Рассмотрение иллюстраций.
- Краткая беседа по содержанию сказки.
- Вывод морального правила. Пословицы.
Структура занятия с использованием литературных произведений:
- Вступительная беседа морально-этической направленности, припоминание пословиц, поговорок.
- Чтение рассказа (уточнение и объяснение слов). Рассмотрение иллюстраций.
- Повторное чтение рассказа.
- Беседа морально-этического содержания.
Игровые ситуации, пословицы, поговорки. Вывод морального правила.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)