Методы воспитания и обучения средствами художественной литературы
Содержанием работы по художественной литературе должна стать художественно-речевая компетенция, которая имеет следующие составляющие:
- когнитивно-речевая компетенция - наличие определенных знаний у ребенка с нарушениями зрения о писателях, их произведениях (в рамках программы и в соответствии с возрастом); умение воспроизводить содержание знакомых произведений, вспомнить автора произведения, узнать произведение по названию, отрывку, иллюстрации, прочитать на память стихотворение, пословицу, поговорку, скороговорку, вспомнить загадку;
- выразительно-эмоциональная компетенция - умение выразительно передавать содержание художественного произведения;
- поэтически-эмоциональная компетенция - умение выразительно читать стихи на память, осуществлять их элементарный художественный анализ (установить настроение, найти слова, которые рифмуются и т.д.);
- оценочно-этическая компетенция - умение ребенка с нарушениями зрения анализировать поведение героев, давать мотивированную оценку действиям персонажей, выражать свое отношение к ним;
- театрально-игровая компетенция - наличие у детей с нарушениями зрения умений и навыков самостоятельно разыгрывать содержание знакомых произведений в играх-драматизациях, инсценировках и тому подобное.
Соответственно занятия по художественной литературе разных видов имеют разнообразное содержание и формы проведения:
- чтение и рассказывание сказок, беседа по их содержанию (фронтальные и групповые занятия);
- чтение рассказов, беседа по их содержанию (фронтальные и групповые занятия);
- заучивание стихов (индивидуальные и индивидуально-групповые занятия);
- игры-драматизации (фронтальные, групповые, индивидуально-групповые занятия);
- этические; обобщающие беседы (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста);
- показ различных видов театра: кукольный, картонажный, магнитный, теневой, живых теней и др.;
- показ диафильмов (фронтальный, групповой), как современная альтернатива - выполнение художественных произведений в сопровождении мультимедийных презентаций;
- просмотр телепередач, мультфильмов (фронтальные, групповые и др. занятия);
- прослушивание аудиозаписей произведений художественной литературы и фольклора в актерском исполнении (фронтальные, групповые и др. занятия).
После чтения (рассказывания) художественного произведения (независимо от жанра) всегда проводится беседа:
- на вопрос автора произведения (если произведение заканчивается вопросом);
- для воспроизведения прочитанного (вопросы на последовательность развертывания событий в произведении). Этим видом беседы не следует злоупотреблять;
- на тему прочитанного. Например, после рассказывания сказки «Колобок» может состояться беседа о послушании, а после рассказывания сказки «Колосок» - о трудолюбии и т.д.;
- морально-оценочного характера (беседа, во время которой дети оценивают поступки героев, мотивируют свое отношение, сравнивают с собственными поступками, поведением);
- на понимание детьми с нарушениями зрения жанра произведения (дети узнают жанр прослушанного произведения и аргументируют свой ответ, педагог им в этом помогает);
- на понимание средств художественной выразительности произведения.
На одном занятии, как правило, используются несколько видов бесед. Органично с беседой сочетаются и разнообразные творческие задачи, которые помогают детям лучше понять художественное произведение, активизируют речевую активность, например:
- словесный портрет героя произведения;
- воображаемый диалог с героем произведения;
- написание письма литературному герою (каждый ребенок рассказывает, чтобы он написал персонажу произведения) и др.
После чтения произведений нравственной направленности вводятся пословицы или поговорки этой же тематики.
На отдельных занятиях только с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста проводятся обобщающие беседы по произведениям одного писателя («Любимый писатель», «Любимая книга», «Любимая сказка»), этические беседы («Честность», «Вежливость», «Доброта», «Скромность», «Щедрость», «Трудолюбие», «Чуткость», «Смелость»), ведь художественное произведение выступает ценным источником нравственного развития ребенка с нарушениями зрения. Такие беседы проводятся как обобщение знаний, впечатлений, полученных из ранее прочитанных произведений, поэтому требуют предварительной работы с детьми с нарушениями зрения (чтение и обсуждение произведений, соответствующих тематике будущей беседы).
Готовясь к таким занятиям-беседам, педагог должен четко определить содержание занятия, заранее продумать вопрос к детям, проблемные ситуации, подобрать дидактический материал (картины, музыку, поговорки, пословицы и т.д.).
Традиционно этическая беседа, которая планируется в форме фронтального или группового занятия, состоит из трех частей.
- Вступительная часть проводится с целью заинтересовать детей и имеет несколько вариантов:
- проблемная ситуация;
- обращение к собственному опыту детей с нарушениями зрения;
- чтение стихотворения с последующим его обсуждением.
- Цель основной части - разъяснение детям с нарушениями зрения содержания определенной нравственной категории, ее осознание, формирование положительного отношения к ее соблюдению и состоит из вопросов и ответов, направленных на анализ поступков героев художественных произведений, мотивов поведения, установление причинно-следственных связей (поведение - следствие), осознание взаимоотношений между людьми. Кроме вопросов, здесь используются проблемные ситуации, анализ поговорок, пословиц на тему беседы, заранее подготовленные инсценировки с участием отдельных детей.
- Заключительная часть проводится с целью обобщения представлений о той или иной норме, выведения морального правила.
Обязательным во всех возрастных группах является ознакомление детей с нарушениями зрения с поэзией и заучивание стихов наизусть.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)