Периоды освоения действительности ребенком
Известно, что развитие носит естественный и универсальный характер.
В то же время, факторы окружающей среды и культурного контекста играют важную роль в развитии художественного мышления. Подавляющее большинство систем развития мышления базируется на так называемой психологической парадигме, ведущие принципы которой были определены Ж. Пиаже. Дидактические модели строятся на основе утверждения: процесс познания (когнитивный процесс), как и другие аналогичные ему, состоит из ряда стадий, каждая из которых характеризуется особыми присущими ей способами понимания материала. По данным своих исследований, Ж. Пиаже определил четыре основные стадии когнитивного развития: сенсорно-моторное (дети в возрасте до 2-х лет); дооперациональное (от 2 до 7 лет); конкретно-операциональное (от 7 до 12); формально-операциональное (от 12 и старше). Характерные для этих стадий особенности поведения проявляются в том, как ребенок обращается с любым материалом, как он будет мыслить независимо от содержания деятельности, продвижение по стадиям происходит последовательно и непременно. Переход по стадиям возможен и при условии, что во время своего взаимодействия со средой ребенок сталкивается с новой информацией, которая требует от него просмотра предыдущих способов его понимания. Возникновение этого противоречия (диссонанса) и побуждает к развитию ребенка.
Исследования в области эстетики подтвердили возможность существования особых периодов эстетического развития ребенка, а также то, что они идут друг за другом в определенной последовательности. Так, на каждой из стадий развития, сформулированных Ж. Пиаже, возникают свои так называемые «критерии предпочтения».
Ребенок с нарушениями зрения в своем развитии проходит несколько характерных периодов освоения действительности. Так, на первом из них превалируют двигательно-осязательные методы восприятия и освоения окружающего его мира. Зрительные впечатления подчиняются этим первичным средствам ориентации в условиях внешнего окружения.
Пространственное восприятие в детском изобразительном искусстве обусловлено биологическими факторами. В то же время, на овладение такими элементами формы, как линия, цвет, их отношение и выбор влияют еще и социальные факторы. Главные характерные черты каждой фазы художественно-творческого развития ребенка с нарушением зрения и их последовательность обусловлены биологически и поэтому они неизбежны.
Развитие ребенка с нарушением зрения, как общее, так и художественное, обусловлено четкими закономерностями, которые устанавливают замкнутый круг последовательности развития в пределах каждого периода. Возрастные периоды имеют личную ценность, поэтому все творческие силы каждого возраста должны быть использованы, прежде всего, для развития ребенка с нарушением зрения. Отсутствие полной реализации их потенциальных возможностей «приводит к дисгармонии между уровнем развитости способностей и сторонами психики» ребенка с нарушением зрения.
Свобода творчества детей данной категории имеет глубокий педагогический смысл (расширяет умственный кругозор ребенка с нарушением зрения, усиливает производительность воображения, вызывает положительные эмоции, помогает без принуждения овладеть художественными материалами и техническими навыками). Характерно, что чем взрослее становится ребенок с нарушением зрения, тем больше он ставит требований к себе в отношении техники выполнения видов искусств.
Занятия изобразительным искусством положительно влияют на обогащение интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка с нарушением зрения, развивают способность к фантазии.
Любой плод фантазии строится из элементов, полученных из действительности и закрепленных в опыте. Чем шире чувственный опыт, чем разнообразнее впечатления и волнения, тем богаче материал, который может комбинировать представление ребенка с нарушением зрения.
Сочетание элементов игры и обучения активно способствует развитию фантазии и воображения. Главная задача педагога - положительное влияние на активизацию поисковой деятельности, чтобы художественному познавательному процессу сопутствовали радость открытия, творческое вдохновение, моральное удовлетворение. При этом следует помнить, что развитие творческого воображения и фантазии детей с нарушением зрения значительно усложняется объективными факторами: очень малый жизненный, художественный опыт, они не имеют необходимой записи знаний и умственных операций, необходимых для их поиска и использования.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения и их возраста строится также и система развития активности, инициативности. О степени активности детей младшей группы можно судить только на основании наблюдений за их внешними реакциями во время прослушивания музыки, учитывая отдельные реплики, слова, полные радости, удивления.
Таким образом, при первом ознакомлении с музыкальными произведениями используются методические приемы, направленные на то, чтобы:
- подготовить детей к восприятию музыки, углубить впечатление от нее, обогатить их чувства;
- активизировать целенаправленное слуховое внимание (услышать в музыке то, о чем рассказывает педагог, отметить, правильно ли «услышали» это другие дети);
- вызвать желание высказаться о музыкальном произведении, оценить его, развить способность чувствовать и различать характер музыки, наиболее примечательные ее особенности;
- обогатить словарный запас детей, который связан с музыкой.
Второй этап - вслед за начальным ознакомлением с музыкальным произведением наступает новый - разучивание и усваивание навыков его выполнения. Это самый длинный период, характеризующийся тем, что детей непосредственно подводят к практическим действиям.
Вслед за целостным восприятием надо усвоить отдельные части, нужны длительные упражнения в некоторых элементах танца, танца, в приобретении навыков интонирования песен.
Однако усвоение материала не самоцель. Внимание воспитателя направлено на то, как формируются, усугубляются навыки, как постепенно становятся они «достоянием» детей, которым каждый ребенок по-разному «распоряжается» в различных условиях. Это способствует эстетическому обогащению, развитию способностей, творческой инициативы.
Поэтому важно не игнорировать условия, которые способствуют процессу этого развития. На практике уделяется много внимания эстетическим переживаниям детей с нарушениями зрения при первом ознакомлении с произведением. В процессе же разучивания наступает «деловой», «рабочий» период. Часто теряется и поэтическая атмосфера, которая сопровождает первое знакомство с музыкой.
Конечно, характер детских переживаний несколько меняется. Ребенок теперь должен сам действовать, но он еще не всегда подготовлен к этому. Наступает период усвоения, упражнения. И при этом эмоциональность восприятия музыки не должна снижаться. Влияние музыки должно вызывать стремление к посильным действиям. Только характер переживаний меняется. Воспитатель создает атмосферу дружеских коллективных стремлений, трудового настроения. При умелом руководстве дети «зажигаются» этим общим чувством.
На полезность этой коллективной работы влияет успех каждого дошкольника. Все дошкольники, с присущими им особенностями развития, не могут оставаться без внимания воспитателя. У ребенка должно сложиться впечатление, что им интересуются постоянно. Педагог может найти различные способы руководства индивидуальным музыкальным развитием ребенка с нарушением зрения на занятии. Вряд ли это можно унифицировать. Один и тот же способ, примененный по-разному, дает и разные результаты.
Итак, задачи обучения и развития направлены на то, чтобы проверить, в какой мере дети с нарушениями зрения усвоили материал, в чем они испытывают трудности, что именно стало логическим осложнением применительно к пройденному материалу и давалось им труднее, требовало больших усилий.
Если ребенок научится самостоятельно использовать доступные песни, танцы в своем быту, если он их выполняет по собственной инициативе, то можно считать, что он не только изучил их, но и пошел дальше в своем развитии. Об этом можно судить также и по тому, как разучивается новый материал.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)