Разработка гибкой системы льгот по пользованию услугами
В наших возможностях разработать гибкую систему льгот по пользованию библиотечными услугами: бесплатная запись (в т.ч. опекунов или одного из членов семьи), длительный срок выдачи документов и их резервирование по телефону, телефонные справки, бесплатное компьютерное время, специально выделенные автоматизированные рабочие места и т.д. Реклама библиотечного сервиса в виде листовок, проспектов, может распространяться через центры социальной защиты, общественные организации инвалидов, в медицинских и учебных заведениях.
Также привлечет внимание посетителей такое объявление: «Если вы знаете кого-то, кто хотел бы читать, но не имеет возможности посещать библиотеку по состоянию здоровья, и этот человек одинок - сообщите нам. Библиотека придет к нему». Для обслуживания людей с функциональными ограничениями дома, другой социальной помощи библиотеке необходимы помощники-волонтеры. Их можно найти среди читательского актива, членов общественных организаций, учащейся и студенческой молодежи. Конечно, деятельность волонтеров поощряется определенными льготами: на пользование коммерческим фондом литературы, ночным абонементом, компьютерными услугами, ксероксом. Важной мотивацией для волонтеров есть и моральный фактор. Осознание своей необходимости даже в некоторых случаях, незаменимости, причастности к благородному делу наполняют души положительными эмоциями, чувством гордости за себя и свою гуманную миссию. Вот пример одной из публичных библиотек Колумбии, где в рамках проекта «Одолжите нам ваши глаза» 170 волонтеров читают незрячим людям. «2007 секунд чтения в подарок» - акция в поддержку слепых, состоявшейся по инициативе библиотек и активного участия волонтеров. Они являются участниками еще одной акции - «Обменяй улыбки» (сбор книг, дисков для инвалидов). Сельские библиотеки побудили подростков к совместному проекту - Недели помощи инвалидам «Калейдоскоп добрых дел».
Добрые дела библиотек - достойный пример обществу, в котором постепенно укореняются цивилизованные нормы отношения к физически и интеллектуально ограниченным гражданам, увеличиваются примеры «бесслезной» благотворительности. Ее формы - разнообразные. Это праздники добра и совести ( «Открой свое сердце», «Будь щедрым на ласку и добро», «Ты на земле человек», «Остановись, оглянись, услышь ...»), ярмарки, аукционы, выставки-распродажи, концерты, бесплатные экскурсии, консультации врачей, психологов, юристов, устройство при библиотеках пунктов обмена семенами между огородниками-любителями и тому подобное. Традиционным, например, стало проведение краеведческих автобусных экскурсий для больных детей и их родителей, а также проведение аукционов по продаже рождественских открыток. Над их изготовлением работали как здоровые, так и функционально ограниченные дети. Все вырученные средства были переданы на нужды маленьких инвалидов.
Их потребности, конечно, не ограничиваются только деньгами. Человек - в любом возрасте или физическом состоянии - стремится к самовыражению, раскрытию своих способностей. Творчество это замечательный реабилитационное средство, возможность почувствовать и обогатить внутренний мир.
Библиотеки всячески способствуют развертыванию любительского движения среди инвалидов, привлекают их к участию в литературно-художественных мероприятиях, ищут новые имена, знакомят широкую публику с самобытными достижениями талантливых личностей в любых сферах деятельности. В публичной библиотеке начали цикл творческих вечеров «Удивись сам, удиви других». Может удивить проведение довольно необычных конкурсов в рамках городского фестиваля «Давайте читать вместе»: на лучшую рукодельную тактильную книгу или семейный конкурс лучших чтецов по Брайлю.
В программу акции «Библиотека как социальный институт воплощенного милосердия» организованную совместными усилиями краевой библиотеки для слепых и публичными библиотеками края, вошли конкурсы: «Библиотека в моей жизни» (эссе, рассказы, стихи о значении книги в судьбе человека с физическими и сенсорными недостатками), «Творчество против болезни» (литературные и музыкальные произведения, изделия декоративно-прикладного искусства). Интересной идеей является издание сборника «Об инвалидах доступно и возвышенно» (инвалиды и проблемы инвалидности в цитатах и отрывках из произведений).
Библиотека для юношества в свою программу содействия развитию творческих способностей инвалидов «Талантливая молодежь - будущее России» включила оригинальный литературный конкурс, участники которого должны были «построить» памятник (описать, нарисовать, слепить его проект) любимому литературному герою, написать свою версию известной сказки, сделать иллюстрации к будущему сборнику собственных произведений, сочинить стихотворение-буриме, перевести любимое художественное произведение на другой язык.
Любые художественные занятия, развивающие творческую фантазию, мышление, память, улучшают сенсорные и двигательные возможности людей с различными видами инвалидности, могут рассматриваться как интересные и полезные арт-терапевтические средства. Это и рисование, в т.ч. и такие его виды как пальцевая живопись, рисование на мокрой или смятой бумаге, кляксография, рисование с помощью воска, монотипия; это и бумажная пластика (вышивки, оригами, аппликация), театральное (в т.ч. пальцевой театр, театр теней), музыкальное искусство и тому подобное. Творчество, кроме того, расширяет круг общения инвалидов, остро чувствуют коммуникационный дефицит. Преодолеть его помогают различные библиотечные формирования: клубы, кружки, студии, где люди объединяются не только по признакам болезни, но и общими интересами, предпочтениями, активной жизненной позицией, желанием как можно лучше адаптироваться к социальным требованиям. Например, члены подросткового клуба вместе со своими руководителями учатся нелегкому искусству риторики: умению выражать и отстаивать свое мнение, рассказывать о себе, своих увлечениях, чувствах. Ситуативное занятия «Игра в радость» предлагает участникам вербально описать эмоции, связанные с определенными жизненными ситуациями: «Радуюсь, когда беру книгу, потому что ...», «Радуюсь, когда просыпаюсь утром, потому что ...». В блиц-опросе «самый-самый» необходимо сформулировать свои представления о том, что наиболее печальное, веселое, страшное, таинственное; дать оценку человеческих качеств: упрямый, тоскливый, доверчивый, впечатлительный и тому подобное.
В клубе для детей-инвалидов для его маленьких членов проводятся уроки доброты, громкие чтения вслух книг и смешных рассказов, литературно-игровые коктейли, занятия по сказкотерапии.
Отметил свой десятилетний юбилей клуб, объединяющий детей с функциональными ограничениями. Организаторы клуба - центр социальных служб для молодежи и районные библиотеки для детей и взрослых. Здесь встречают с улыбкой, уважением, состраданием и большим желанием помочь, сделать жизнь своих подопечных яркой, насыщенной, содержательной. 120 встреч за 10 лет - это множество новых впечатлений, полезной информации. Это новые умения и навыки, веселые праздники и дискотеки, спортивные соревнования и выставки творческих работ. Юные воспитанники клуба - участники областного конкурса талантливых детей с проблемами здоровья. За годы своего существования клуб приобрел много друзей и благотворителей, в которые входят церковные организации, предприятия и предприниматели, депутаты и многие другие. Поэтому, наверное, члены клуба, достигнув максимального по уставу возраста - 14 лет, просят их оставить. Что там, за порогом?..
Я на тебя так не похожа я И на других я не похожа
Но согласись, что жизнь моя Пусть и сложна, прекрасна ведь.
Эти слова, которые написала девочка Анжела Б., больная ДЦП, призывают нас не просто к сочувствию - к действиям!
Реабилитация с помощью информации.
Методические советы и рекомендации библиотекарю по обеспечению обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Приоритетными направлениями работы библиотек с инвалидами на современном этапе должны стать: социальное, информационное, психологическое, профессионально-реабилитационное. Эффективной работе будет способствовать координация деятельности библиотек с органами местной власти, государственными и общественными организациями, социальными, юридическими, психологическими службами, центрами реабилитации, методическими и учебными заведениями, спортивными обществами, молодежными организациями, обществом Красного Креста и др. В ЦРБ (ЦГБ) систематической работе с инвалидами способствует создание библиотечных Центров обслуживания инвалидов.
Через социальные службы, поликлиники, опрос читателей каждая библиотека должна выявить и взять на учет людей с физическими недостатками. Их данные заносятся в «Адресную картотеку» и включают:
- ФИО человека-инвалида
- ФИО опекунов
- Адрес, телефон
- возраст
- Вид заболевания
- Способности, интересы
- Вид библиотечного обслуживания (дома, в библиотеке)
Для обслуживания дома стоит привлекать волонтеров из числа читателей библиотеки.
При индивидуальной работе с инвалидами необходимо использовать традиционные формы библиотечной работы: книгоношение, беседы, индивидуальное информирование, индивидуальные приглашения на массовые мероприятия библиотеки, составление тематических подборок, рекомендательных списков и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)