Организация обслуживания граждан с особыми потребностями
«Поддержите меня, чтобы я мог сделать посильный вклад в общество»! Этот призыв с «Декларации независимости инвалидов» должен молоточком стучать в каждое небезразличное сердце.
Они живут среди нас: те, кто плохо или совсем не видит, плохо или совсем не слышит, плохо или совсем не двигается; кто имеет проблемы с написанием текста (дисграфия), его усвоением (дислексия) кто страдает психическими расстройствами. Людей, пораженных различными физическими или психическими недостатками, становится все больше (в Европе - до 10% всего населения). Никто, к сожалению, не застрахован от того, чтобы лично не пополнить эту печальную статистику и на собственном опыте НЕ убедиться, как окружающий мир относится к слабым и немощным. Социальные права инвалидов во всех странах конституционно защищены - стандартные правила, обеспечивающие равные возможности для инвалидов, приняты в ООН. Но на самом деле даже в развитых обществах граждане с ограниченными возможностями сталкиваются с дискриминацией в отношении доступа к информации, образования, трудоустройства, удовлетворение культурных потребностей.
Их оскорбляет человеческое пренебрежение, равнодушие или даже жестокость. Как преодолеть барьеры социальной изоляции инвалидов, как обеспечить не декларируемые, а реальные их права на достойную, полноценную жизнь? Особую роль в этом процессе гуманизации общественной атмосферы призваны играть библиотеки.
Доступность библиотек рассматривается в различных аспектах, прежде всего, как физическая возможность, то есть приспособленность библиотечного помещения и его оборудования. Речь идет о дверях (их лучшая ширина - 900 мм) - автоматические или такие, что легко открываются; пандусы для заезда в помещение библиотеки и внутри дома; лифты или лестницы, которые имеют перила с обеих сторон; коридоры без помех (ковриков, лишней мебели). Необходимо выдерживать контраст в цвете между полом и стенами, возле ступенек и дверей - для предупреждения. Помещение библиотеки должно хорошо освещаться, иметь удобную, доступную мебель, «говорящие» надписи (шрифтом Брайля), специально оборудованные места общего пользования и т.д. Следует позаботиться также об установлении специальных знаков на дорожном переходе возле библиотеки, удобную парковку.
Интеллектуальный доступ инвалидов к библиотечным ресурсам осуществляется путем предоставления им документов альтернативных форматов (печатных шрифтом Брайля, большими буквами). Но наиболее перспективным путем в информационном обслуживании инвалидов является привлечение безграничных возможностей современных компьютерных технологий, специального оборудования и программного обеспечения.
При невозможности физического доступа к библиотечным услугам они предлагаются инвалидам в виртуальном режиме: обслуживание дома библиотечными или социальными работниками, волонтерами, заказ или резервирование книг по телефону или электронной почте, пользование онлайновым каталогом Интернета, справочной службой, чатами и видеоконференциями и тому подобное.
Но главным фактором, влияющим на качество библиотечного обслуживания инвалидов, является подготовка персонала, его готовность и желание работать с такой специфической аудиторией. Работа библиотечных работников с проблемами инвалидности лежит и в медико-психологической, и в технологической плоскости.
Персонал библиотек должен научиться использовать специальное оборудование, чтобы помогать пользователям, разбираться в особенностях различных видов инвалидности для налаживания диалога, во избежание опасений и недоразумений было бы полезным обсуждение всего спектра практических и теоретических вопросов во время семинаров, дискуссий с приглашением медицинских и социальных работников, психологов, представителей общественных организаций инвалидов. Базовые принципы такого взаимодействия - содружество, соучастие со всеми заинтересованными организациями (в т.ч. неправительственными), службами, профессионально занимающимися заботой об инвалидах, и главное - потенциальными или реальными пользователями библиотечных услуг, людьми с ограничениями жизнедеятельности.
Каждая публичная библиотека реально оценивает возможности своего участия в удовлетворении их информационных, образовательных, культурных потребностей, свой так сказать «коэффициент полезного действия». В большинстве библиотек он сегодня, к сожалению, очень низкий. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Увеличивается количество целевых программ, проектов, имеющих целью качественное улучшение социокультурной реабилитации инвалидов, содействие их интеграции в среду здоровых людей. Финансовую и материальную поддержку подобным программам оказывают и местные органы власти, и многочисленные благотворительные организации (отечественные и зарубежные), которые в итоге становятся не только донорами, но и надежными социальными партнерами библиотек. Спонсорами проекта сервисных служб в библиотеках нашей страны выступили институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), канадский благотворительный фонд, департамент культуры.
Служба предлагает информационную поддержку и проведение реабилитационных мероприятий для инвалидов различных категорий и возраста. Библиотека взяла шефство над всеми социальными учреждениями города, сотрудничает со всеми заинтересованными организациями. Практикуются выездные читальные залы, справочные бюро для инвалидов, индивидуальное информирование. Создан арт-терапевтический клуб, на занятиях которого используются разнообразные методики библиографии, игро-, кукло-, изо-, звукотерапии, чтения, словопроизношения, которые являются важными элементами психологической реабилитации инвалидов, в первую очередь детей и молодежи. Библиотерапевтическая служба является частью проекта для «особых» детей в детской библиотеке им. А. С. Пушкина в городе С.-Петербург, и проводит для своих «особых» юных читателей информационно-технологический практикум по усвоению и моделированию информации, поступающей из окружающей среды. Заслуживает внимательного изучения опыт коллег, где работа с инвалидами отмечается глубиной подходов, вариативностью, инновационными творческими находками. Центр информации и релаксации, созданный при Центральной библиотеке для детей, использует в своей работе комплексный подход и по комплектованию фондов по широкому спектру проблем инвалидности и для различных форм обслуживания (в т.ч. индивидуальное информирование по телефону, копирование статей по предварительному заказу, предоставление учебных программ на мультимедийных носителях, организация общения по электронной почте).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)