Технологии интерактивного общения специалиста с родителями
С одной стороны, родственникам бывает стыдно за поведение ребенка, а с другой - они понимают, что ребенок особенно уязвим именно в незнакомой, тревожной для него обстановке, им становится жаль собственного ребенка, тем более, что они не могут ничем помочь. В дальнейшем родные, защищая аутичного ребенка от влияния человеческой среды, а именно нареканий, вербального осуждения, советов, как надо воспитывать ребенка, агрессивных комментариев, молчаливого упрека, просто избегают ситуаций, на которые так остро реагирует их аутичный ребенок. Цепочка состояний у родителей, нянь и гувернеров ребенка осложняется принципиальной установкой окружения, по которой «ребенку место в «психушке», «он у вас больной и его нужно лечить». При этом наблюдается маска брезгливости или выражение отвращения на лице человека, который это говорит.
Особенно неприятным для родителей является вербальный вывод, по которому их ребенок имеет определенные отклонения по их вине (и это при том, что об аутизме многие из тех, кто выражает осуждение, даже и не слышал). И все это на фоне отсутствия в нашей стране в целом толерантного и сознательного гуманного отношения к лицам, которые не идентифицируются как нормальные. При этом ежедневно родные и близкие аутичных детей видят детей, дезориентированных в пространстве и времени, которые пугаются громких звуков, ярких предметов, движения живых и неживых объектов, толпы, особенно себя, своих реакций, не понимают ни того, что происходит в их самосознании, ни того, чего ожидать им от других, и которые выбирают самое простое - избегание, бегство от интересного, прекрасного, «драйвового» и столь желанной для других детей современной детской жизни. Возникает вопрос: какие же аутистические действия, разрушающие имидж адекватного ребенка, могут проявляться в социальной ситуации?
- Действия, направленные на преодоление страхов ребенка, который попадает в незнакомую ситуацию. Это - плач, крик, суета, укрытие в помещении, укрытие в одежде матери, раздевание.
- Действия, как проявление агрессии к другим людям, которые хотят привлечь внимание ребенка к себе, то есть берут ребенка за руку, ласкают, сажают на колени, тянут куда-то против его желания. Это - плач, крик, ор, расшатывание, вокализации, эхолалии, скоморошество, царапанье, демонстрации злости и силы, нанесения ударов по человеку, падения на пол, уничтожение всего, что попадается под руку, бросание живых и неживых объектов с большой силой в окна, скрежетание зубами, откусывания и тому подобное.
- Действия, как проявление самоагрессии - плач, крик, вокализации, расшатывание, кусание собственной руки, пальцев руки и ноги, многократные призывы о помощи, удары себя по голове, царапанье, кусание собственного тела.
Конечно, наблюдая такие действия, окружение аутичного ребенка приходит к мысли о том, чтобы как можно скорее избежать такого ребенка, или, что обычно происходит в таких социальных ситуациях, беспокоятся и просят тех, кто с ребенком, оставить их. Ребенок, привыкший к такой реакции окружения, еще больше активизирует собственные разрушительные действия, манипулирует ситуацией, заставляет родных делать то, что ему заблагорассудится: уйти из помещения, не общаться с другими людьми, не играть с детьми, не учиться в классе и т.д. Обычно так и происходит: родители или воспитатели вынуждены делать то, что требует аутичный ребенок.
Следует разработать комплекс мер, способствующих гармонизации поведенческих реакций ребенка, осознанию им последствий агрессивного, разрушительного для контактов поведения; научить родителей компетентно реагировать на поведение и действия окружающих. В каждом конкретном случае следует исходить из позиций определяющего в дефектологии положения об индивидуальном подходе к решению проблем аутичного ребенка в контексте психологической диагностики ситуации и с позиций индивидуально-интегрального подхода к коррекционному воспитанию, в рамках которого даже негативный опыт, получаемый ребенком, превращается в информацию, которую он получил для своего дальнейшего развития.
Методика предусматривает в структуре информационного блока не комментарии взрослых, а конкретные краткие сведения об особенностях поведения ребенка в конкретной социальной ситуации, которая репрезентативно представлена в определенном сценарии.
Взрослый определяет ряд вопросов, по которым он нуждается в немедленной помощи. Специалист, отвечая на них, выполняет аналитическую, объяснительную, информативную, коррекционную, воспитательную, психокоррекционную функции. Если после ответов специалиста у родных или воспитателей ребенка снова возникают вопросы, они присылают их на коррекционно-педагогический блок. Практически этой методикой обеспечивается прямое срочное общение с родителями, где координируются и согласуются действия родных и специалистов относительно тех или иных сложностей, возникающих в социальных ситуациях. Особенно это необходимо тогда, когда родители берут ребенка на отдых, на чем специалисты настаивают, ведь аутичным детям, как и каждому ребенку, необходимо максимально получать впечатления от окружающего мира, всесторонне развивать свое мировосприятие. Важно сформировать у ребенка интерес, вкус к жизни, вместе с родителями и родными исследовать его, получая положительные эмоции. Последние играют чрезвычайно большую роль для поддержания психического тонуса ребенка в дальнейшей жизни, для активизации познавательного интереса.
Родители, которые планируют отдых с аутичным ребенком, должны знать, что в случае возникновения аутистических проявлений, потери ребенком контроля, следует так же срочно, как и к врачу, обратиться к специалисту за интерактивной помощью.
Эффективным средством помощи родителям аутичных детей является методика интерактивного общения с матерью, которая вместе с ребенком находится в другом городе, где нет возможности получить квалифицированную психологическую консультативную помощь относительно проблем поведения аутичного ребенка.
Фактор современного образа жизни, известный под названием «сидение в Интернете», существенно отличается от интерактивной коммуникации со специалистом своими мотивационными, содержательными и деятельностными подходами для коррекционного обеспечения содержания работы с родителями. Специалист не рекомендует, как действовать в той или иной ситуации, но анализирует реакции ребенка, его индивидуальные особенности и обеспечивает родителей системой коррекционных средств, которые следует срочно реализовывать. Поэтому он не только направляет усилия родителей на то, как с успехом выйти из сложной ситуации, но и формирует установку на объективации собственных контрольных действий ребенка, на недопущение такой ситуации в дальнейшем.
Элементы проблемы становятся для ребенка не трудом, а опытом: то, что было непонятным, тревожным, после коррекции, вместе с мамой или папой, становится простым и доступным, ребенок автоматически в подобной ситуации нивелирует аутистические реакции, сдерживает себя, а главное, осознает, что тревогу можно преодолеть. В случае, когда родители в растерянности, начинают жаловаться ребенку, негативно вербально оценивая его поведение, он может привыкнуть к такой реакции, а в дальнейшем постоянно провоцировать новую, еще более сложную, ситуацию, наблюдая за переживаниями родителей.
Итак, аутизм как комплексное нарушение развития ребенка, которое проявляется в расстройствах нервной системы и ее функциональной организации, может приводить к возникновению сложных поведенческих особенностей. Однако усилиями ученых и коррекционных педагогов, родителей и всех тех, кто причастен к воспитанию аутичного ребенка, наработаны данные и созданы методы, которые позволяют преодолеть разрушительные аутистические действия.
За последнее десятилетие в нашей стране создана система учреждений, выступающих в качестве альтернативной модели государственным дошкольным и школьным специальным учреждениям. В то же время, этот факт определил проблемы организации, структуры, содержания и качества предоставления коррекционно-педагогических услуг детям с недостатками психофизического развития. Решение этих и других задач - в рамках концепции социально-реабилитационной помощи инвалидам, которая предусматривает создание для них необходимых медицинских, психологических, педагогических, компенсаторно-коррекционных условий, направленных на достижение реабилитационной цели - их личностно-профессиональной интеграции в общество. За свою недолгую историю социально-реабилитационный процесс претерпел положительные изменения, детерминированные необходимостью компетентного изучения коррекционно-педагогического аспекта деятельности центров, в которых проходят реабилитацию дети с различными видами дизонтогенеза.
Характерной чертой современной жизни является тенденция соответствия мировому уровню. Это особенно касается социальной помощи детям с нарушениями психического или физического развития. Существенным и значимым в этом направлении стало определение приоритетов абилитационного и реабилитационного процессов, которые успешно проходят в центрах, где находятся дети-инвалиды разных возрастных категорий, клинических этиологий, дизонтогенетических типов, и которые, в свою очередь, как инновационный социальный феномен, образовали альтернативу специальным дошкольным и школьным учреждениям. Достаточно короткая история развития сети социально-реабилитационных центров, результативность преодоления стигмации и институализации, находчивость в совершенствовании содержания специальной помощи лицам с нарушениями в развитии подтвердили известные и определили другие основные направления их специального образования и воспитания. Впрочем, применение в процессе работы с детьми заимствованных мировых педагогических, психотерапевтических и реабилитационных технологий не всегда соответствует профилю психического нарушения ребенка, его индивидуальным и возрастным особенностям, психолого-педагогическим условиям реализации той или иной методики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)