Разделы и схемы организации куррикулума
В представленнойструктуре двух куррикулумах изображен традиционный набор предметных направлений, который бы привычно выглядел в школах в любой период за последние сто лет и хорошо знаком сейчас в большинстве стран. Раздумывая о природе этих разделов, можно сделать вывод о том, что они имели целью не побуждать интерес у детей, а скорее готовить определенную элитную группу для традиционного университетского образования. Обозначены разделы куррикулума другого типа, основанного на принципе прав, который учит мыслить глобально, и рассказывает о принципах устойчивого развития. Они не являются учебными темами в привычном смысле, однако предполагается, что им должен быть предоставлен такой же статус, который закреплен за традиционными предметами или дисциплинами.
При составлении схематического плана этого нового куррикулума мы исходили из анализа последствий нашей системы ценностей, прочитанной литературы, собственного опыта и бесед с коллегами. Например, предварительно в рабочем варианте нашего плана куррикулума рассматривались такие базовые потребности, как обеспечение питанием, водой, одеждой, жильем, медицинским обслуживанием и уходом. Коллега из Гонконга предложил дополнить этот перечень: «Сунь Ятсен говорил, что к базовым потребностям относятся пища, одежда, жилье и транспорт». Итак, после этого разговора было решено внести «транспорт» к основным предметам нашего куррикулума. Притом мы расширили эту тематику к вопросу о том, «когда, почему и как люди переезжают с места на место в пределах своего региона и всего мира». В этом разделе также говорится о видах транспорта, проблемы торговли и миграции внутри стран и между ними. Это позволяет в процессе обучения подвести к одному из важнейших вопросов по инклюзии в экономически богатых странах: «Что собой представляет этическая иммиграционная политика?» Педагоги могли бы помогать детям понять уровень недоверия в отношении многих тех, кто вынужден бежать от военного конфликта или бедности и искать убежища или работы в новой стране.
В основных направлениях куррикулума отражают те общие вопросы, которые волнуют людей в любом уголке мира. Их можно взять за основу в создании куррикулума для городов и сел Китая, Мьянмы, Демократической Республики Конго, а также Великобритании или Германии, продемонстрировав связи между людьми, которые живут в этих разных странах и в разных условиях. Они задают базовую структуру для разработки куррикулума для учеников от трех до ста трех лет, для дошкольного, начального, среднего и высшего образования. Эти разделы непосредственно соотносятся с видами опыта, характерного для всех детей, независимо от их учебной успеваемости. Они охватывают деятельность людей в общинах и тем самым открывают возможности для семей всех детей участвовать в реализации куррикулума в местной школе и обогащать его своим вкладом. Объединение в один раздел вопросов деятельности и деятельности помогает передать детям мысль о том, что работа за зарплату как оплачиваемый деятельность является одним из многочисленных видов деятельности. Через рефлексию о различных профессиях, в которых обычно работают люди, такой куррикулум способен устранить разграничения между профессионально-техническим и академическим образованием.
Куррикулум, основанный на принципе прав, в общих чертах представлен индикаторами и вопросами раздела «Организация образовательного пространства для всех», в рамках направления В. Его содержание кратко представлено
в пособии, страницы этого раздела выделены особым оттенком, который символизирует его особый статус как части Индекса, с которым школы, возможно, решат работать. Для каждого индикатора отведено несколько страниц с начальными рекомендациями, которые можно расширить или адаптировать с учетом ситуации конкретного учебного заведения. Каждое тематическое направление состоит из нескольких пунктов, что является еще одной характерной чертой этой части Индекса. В результате имеем схематический план куррикулума, достаточно детализированной для того, чтобы на его основе школа могла создать собственный куррикулум, если бы могла вернуться к тем условиям работы, в которых учебные заведения работали до момента, когда с введением Национального стандарта образования обязано двигаться в определенном им едином русле. Насколько возможно, индивидуальные вопрос в тематических направлениях выверялись в консультациях со специалистами и путем изучения большого объема литературы по различным отраслям. Вместе с тем не исключено, что читатели заметят некоторые важные моменты, которые мы выпустили из виду или сформулировали неточно.
Каждая отрасль нашего куррикулума изложена по единому образцу: с соотнесением проявления тех или иных вопросов на локальном и глобальном уровнях, с рассмотрением этических и политических соображений и с поиском связи между прошлым, настоящим и будущим. Такая форма куррикулума совпадает с давней традицией поощрять разработку учебных планов и программ, опираясь на совместный опыт детей. Одно из центральных мест занимают вопросы окружающей среды.
Каждой школе рекомендуется начать заниматься состоянием определенного источника воды - местного озера или реки, а также реки в другой части мира. Исследование рек других местностей помогает познать жизнь в них, климат и, возможно, разобраться в истоках тамошних конфликтов.
Адаптация традиционных куррикулумов.
Начальные и средние школы в Англии расширяют свои куррикулумы, как мы и предлагаем, за счет меж предметных связей и тем. Многие учебные заведения уже интегрируют отдельные аспекты наших предложений в обучении и преподавании, в частности по тематике общественности, устойчивого развития, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни, и приобщают элемент глобального измерения в мероприятия, проекты и проблемные задачи, реализуемые на основе сквозного подхода на материале нескольких дисциплин. Школы начинают «зеленые» дни и недели устойчивости, работают в рамках декады устойчивого развития. Через внеклассную деятельность (например, спортивные игры или театрализованные постановки) они исследуют вопрос глобальной взаимозависимости, финансов, продовольствия, этики, власти и управления. Школы создают проекты на основе современных технологий для распространения информации и изучения вопросов повторной переработки и хранения энергоресурсов. Эти и другие учебные заведения могут воспользоваться нашими материалами, чтобы приблизить традиционный куррикулум к жизни и опыту детей, черпая новые идеи из сфер, которым до сих пор уделяли меньше внимания (в частности «одежда и украшения тела» или «транспорт»).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)