Содержание индивидуально-коррекционной работы с детьми
Новой моделью является разработка содержания индивидуально-коррекционной работы с детьми, имеющими аутистические расстройства, гувернером-дефектологом в условиях семьи, дифференцированного обучения в дошкольных, школьных, социально-реабилитационных учреждениях и пунктах коррекционно-развивающей помощи. Последние спроектированы как теоретическая модель, разработанная с учетом принципов организации и системы индивидуальной работы логопеда-дефектолога. Согласно этой модели, ведущая роль в организации, содержании психокоррекционного и коррекционно-педагогического процесса, выборе форм, методов, средств и способов коррекции отводится коррекционному педагогу с базовым дефектологическим образованием.
Индивидуально-коррекционная работа проводится на основе данных комплексного медико-генетического обследования ребенка, родителей и составляется с учетом категории сензитивности развития и особенностей дизонтогенеза.
Сеть пунктов индивидуально-коррекционной помощи детям с аутистическими расстройствами может быть представлена в детских поликлиниках, клиниках-стационарах, центрах социальной реабилитации, дошкольных, школьных учреждениях, центрах-студиях досуга и развития детей и молодежи.
Психолого-педагогическими предпосылками создания таких пунктов является специфическое развитие аутичного ребенка, который в условиях традиционных педагогических подходов может находиться в ситуации как нормально развитых, так и умственно отсталых детей, и требует отдельных стратегий коррекционной помощи, а именно:
- раннее стимулирующее влияние на ребенка и ранняя превентивная коррекция;
- систематическое подтверждение диагноза с учетом всей информации, которая воспроизводит результаты различных исследований;
- коррекционная работа с родителями или опекунами, направленная на разъяснение природы патологии и обдумывания всех психолого-педагогических мероприятий. Она начинается с беседы, далее переходит в блок систематического консультирования и предоставления коррекционно-педагогических услуг в последующие годы;
- систематическое психодиагностическое исследование с объективацией интеллектуальных возможностей, проверкой сенсорных функций, учетом мотивационного блока поведения деятельности ребенка;
- разработка концепции коррекционно-педагогической помощи вместе с родителями (опекунами), врачом и учителем ребенка. Обязательным является обмен информацией между ними и взаимный учет рекомендаций;
- разработка личностно ориентированной программы и коррекции аутистических и интеллектуальных недостатков ребенка с учетом возраста, микро-социальной среды, финансовых и бытовых возможностей родителей;
- создание специальных учебников и пособий для детей с аутистическими расстройствами с учетом эффективности знаково-символической формы представления информации в отличие от традиционной;
- поэтапность, динамичность, интегративность и эффективность коррекционно-развивающего процесса. Компетентность дефектолога в выборе, комбинации и применении имеющихся психотерапевтических методов и видов арттерапии, направленных на преодоление аутистических проявлений;
- профилактика и коррекция интеллектуальных недостатков на основе принципов специальной дидактики.
Психологическая коррекция осуществляется в таких сферах школьной жизни:
- занятия;
- внеклассные воспитательные мероприятия;
- спортивные мероприятия во время перерыва;
- прием пищи;
- подготовка и проведение праздников;
- прогулки детей;
- празднование дней рождения детей класса.
Цель психологической коррекции - ослабление динамики дизонтогенетических проявлений аутизма и усиление коммуникативных, когнитивных и регулятивных механизмов личностного развития аутичного ребенка. Для осуществления психологической коррекции модель работы учителя класса предусматривает решение психолого-педагогических вопросов такого плана:
- получение информации об аутичном ребенке с позиций его когнитивного, коммуникативного, поведенческого, деятельностного, регуляторного аспектов развития. Такую информацию может получить коррекционный педагог или психолог (специальный), то есть тьютор, который компетентно и профессионально обеспечивает организационные, содержательные, исполнительные и коррекционные функции и отвечает не только за процесс инклюзивного обучения аутичного ребенка, но и за систематическую психологическую коррекцию аутистических проявлений с последующим предупреждением возникновения и влияния внешних и внутренних факторов, провоцирующих аутистические действия и поведение ребенка;
- гармонизация психологического климата на уроке, во время внеклассных и праздничных мероприятий, в которых в обязательном порядке должен принимать участие аутичный ребенок. Именно из-за участия в этих мероприятиях ребенок приобретает социальный опыт в общении, учится озвучивать свои впечатления, чувства, интересы, желания. Задача учителя состоит в обеспечении условий для ситуации, в которой аутичного ребенка будут слушать все дети, причем не будут злорадствовать, смеяться и насмехаться над его недостатками речи, несоответствием эмоций, мыслей конкретным реалиям, странностями, странной походкой, причудливыми движениями, всем тем, что существенно отличает их нормальный онтогенез от дизонтогенеза. Готовность детей класса воспринимать, например, молчаливого ребенка, который постоянно отводит глаза, пряча свой взгляд, держит в руках какую-то одну и ту же вещь, забирает и не отдает никому, не смеется в ответ на остроумную добрую шутку, отворачивается, постоянно что-то прячет, проявляет немотивированную агрессию, обеспечит постоянный психологический комфорт и превентивную коррекцию коммуникации аутичного ребенка в классе;
- успех аутичных детей в познавательной деятельности коррелирует с их мотивами выполнения тех аспектов познавательной деятельности, которые доступны и интересны для них. Чтобы привлечь аутичного ребенка на уроке математики, к примеру, к действиям вычитания, нужно, учитывая, скажем, его любовь к мячикам, предложить решить задачу не из учебника, по которому работает весь класс, а по карточке, на которой изображены мячики. Такая индивидуализация обучения обеспечивает добавление (инклюзию) аутичного ребенка к единому учебному процессу, активное выполнение им задач и идентификацию себя как равноправного члена класса;
- учитель класса должен позиционировать себя не только как учитель, который терпеливо воспринимает аутичного ученика, но и как человека, готового всегда предотвратить возникновение проблемной ситуации, а в случае манифестации аутистических проявлений (кружение, расшатывание, аутостимуляции, стереотипное выполнение действий, вокализация, эхолалии т.д.) - без лишней паники и суеты предложить аутичному ребенку перейти в другое помещение. При этом учитель передает свою функцию специалисту-дефектологу инклюзивного обучения, а сам продолжает занятия или воспитательное мероприятие, и ни в коем случае не комментирует другим ученикам проблемный случай с аутичным ребенком, не проявляет своих эмоций. Однако, если кто-то из детей хочет выяснить для себя особенности действий и поведения такого ребенка, - лаконично, доступно и толерантно объясняет детям проблемную ситуацию. Содержание этого объяснения учитель класса и специалист по инклюзии детей с аутизмом готовят заранее, руководствуясь той или иной формой педагогической технологии.
Тьютор, специалист-дефектолог, для осуществления психологической коррекции в первую очередь определяет, по какой учебной программе будет получать образование аутичный ребенок. Известно, что спектр аутистических недостатков - это спектр различных по сложности структур дефектов. Особенности развития аутичного ребенка специальный психолог-тьютор должен учитывать при диагностико-прогностическом изучении состояния ребенка. Это нужно для того, чтобы с присоединением к коллективу класса на переднем плане находились не аутистические расстройства ребенка, которые формируют взгляд на него как на ребенка с психологическими различиями по сравнению с обычным ребенком, а признаки, свойства, характеризующие его как личность, которая развивается по тем же законам, что и обычный ребенок.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)