Психологическая коррекция и развитие личности
Объектами психической деятельности ребенка становятся собственные переживания, предпочтения, мотивации, специфические действия, стереотипные движения, аутостимуляции и тому подобное.
Психическое развитие ребенка регулируется собственной психоаутистической уязвимой деятельностью с сохранением ее основных компонентов:
- мотивации - установки на защиту от воздействия окружающей среды;
- планирования - реакции на изменения поля ребенка в виде аутостимуляции, агрессии или самоагрессии;
- организации - тождества отношений с людьми;
- исполнения - презентации собственных действий вместо предложенных;
- результата - не связанных действий, которые приносят удовольствие.
Итак, в чем заключается проблема психического развития ребенка со спектром аутистических проблем? Какова структура психического тонуса и какие факторы влияют на его низкий уровень? Какие особенности сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности к раздражителям), и почему отечественные исследователи считают недостаточность психического тонуса и наличие гиперстезии первичными нарушениями в структуре аутизма, если такие признаки могут присутствовать в различных психических состояниях, спровоцированных переутомлением, стрессом, соматическими болезнями и т.д.?
Если предположить, что первичными нарушениями в аутистическом спектре расстройств у детей является несформированность еще в раннем возрасте предмета деятельности, из-за чего возникает и манифестирует (прогрессирует) дисбаланс жизненных отношений организма к действительности, что существенно определяется их предметом. Как следствие, возникают психологические особенности вторичных нарушений, которые мы называем нарушениями процессов взаимодействия аутичного ребенка с окружающей средой. Это:
- блокирование активности психических процессов;
- перераспределение иерархии свойств психики (направленности, темперамента, характера, способностей, задатков, потребностей, влечений);
- доминирование над ними эмоциональных психических состояний (настроений, аффектов, стрессов, фобий);
- искажение психических новообразований, и как следствие - образование раннего мощного и устойчивого психологического кризиса ребенка, который развивается в мире «искаженных» психических явлений.
Это влияет на интеллектуальный коммуникативный регуляторный эмоциональный ресурс ребенка и обусловливает возникновение специфического, характерного для аутистической симптоматики, отчужденного отношения к действительности. Итак, как первичные нарушения аутистического спектра выступает низкий психический тонус ребенка, особенности сенсорной и эмоциональной гиперестизии. Если умственная отсталость имеет определение как стойкое нарушение познавательной деятельности человека на основе органического поражения головного мозга, то такую дефиницию можно отнести к аутистическому спектру.
Аутичный ребенок в своей реальной жизни ориентируется на то, что живые и неживые предметы, с которыми он находится в пространстве и времени, понимают и акцептуют (принимают) его. Одни - более привлекательные и комфортные, понятны по своим функциям мотивировать познавательную активность, другие - очень агрессивные (яркие, шумные, нелогичные) - отталкивают и пугают. Аутичный ребенок с рождения пользуется своим внутренним предметом деятельности, свертывание последней для него является первой формой внутреннего умственного действия.
Интериоризация умственного действия психической деятельности является первым звеном спектра аутистических расстройств. И здесь действие играет чрезвычайно большую роль, потому что является специфической единицей человеческой деятельности. Итак, действие, которое происходит во внутреннем мире ребенка с аутистическими расстройствами, происходит в идеальном (мысленно) плане. Оно уже присутствует и сформировано в сознании ребенка, поэтому не нуждается ни в подтверждении, ни в поддержке, ни в поощрении со стороны взрослых. Ребенок не чувствует тревоги, потому что понимает себя сам. Закономерно, что родители описывают своего малыша как спокойного, доброжелательного, однако ровного и холодного ко всем. Ребенок не кричит, чтобы удовлетворить свои первые потребности в пище, гигиене, ласках и т.д. Он точно знает и понимает, что в определенное время его желания будут удовлетворены. Его мыслительный процесс, единицей которого выступает умственное действие, не требует усиления криком – он знает: сейчас придут, и все будет хорошо.
С возрастом такая схема взаимодействия остается. Ребенок всегда терпеливо выжидает от других реализации своих потребностей. И проблемы начинают возникать тогда, когда взрослый с добрыми намерениями подтолкнуть ребенка к активности и самостоятельности требует от него определенных знаков (мимических, пантомимических, голосовых), в качестве признаков его реакции на ситуацию.
Отсутствие ожидаемой от ребенка реакции является вторым элементом спектра аутистических расстройств. Действия детей с аутистическими расстройствами не подлежат онтогенетическому формату предметных, игровых, учебных, трудовых, спортивных, приспособительных, коммуникативных. Эти действия имеют собственный формат необходимости изучения, потому что психологическую организацию действий обеспечивают функциональные системы мозга, которые осуществляют ее программирование, регуляцию и контроль выполнения.
Особенности программирования выполнения регуляции и контроля собственных действий, их осознание и коррекция является третьим элементом (компонентом) спектра аутистических расстройств.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)