Эмпирическое прогнозирование развития аутичного ребенка
Понятие положительного прогноза развития аутичного ребенка основывается на принципах специальной дидактики, которые являются основными положениями для создания системы коррекционной работы.
Первым этапом такой работы является прогностическое определение возможностей детей со спектром аутистических нарушений:
- получить образование;
- интегрироваться в детский коллектив;
- получить профессию;
- стать личностью, которая способна понимать других людей, преодолевать жизненные трудности, получать новые знания, приобретать умения и навыки, направлять усилия, чтобы сдерживать раздражение и гнев, осуществлять самоконтроль, вовремя обратиться к специалисту за помощью, одним словом, адекватно оценивать себя, свои негативные и положительные стороны, чтобы комфортно было людям, которые находятся рядом.
Дети с аутистической симптоматикой имеют другую природу психической сферы и формирование прогностической функции последних зависит от определенных психолого-педагогических стратегий, а именно:
- определение личностно-аутистической формы взаимодействия ребенка с окружающей средой;
- изучение и диагностика индивидуальной психической системы ребенка;
- анализ результатов индивидуальной диагностики особенностей структуры психической сферы аутичного ребенка;
- изучение индивидуальных социально-психологических возможностей ребенка на основе отношений с окружающей средой;
- разработка содержания индивидуальной программы коррекции и развития аутичного ребенка и его интеграции в социальную среду;
- разработка информационной программы для людей, которые окружают ребенка;
- внедрение в коррекционную практику работы с ребенком доступных элементов социального взаимодействия и социальной активности ребенка;
- обеспечение непосредственного участия ребенка во всех детских мероприятиях с целью превенции социально-психологической деривации;
- отслеживание динамики преодоления аутистических компонентов в структуре психического «Я» аутичных детей.
Реализация этих стратегий обеспечивается внедрением таких принципов формирования и работы прогностической функции психической сферы аутичного ребенка:
- оптимистичность взгляда на перспективу личностного становления аутичного ребенка;
- развитие способностей детей со спектром аутистических нарушений;
- непосредственное участие родителей и близкого окружения ребенка в процессе преодоления его аутистических черт;
- сохранение некоторых проявлений аутизма, например, анимизма или уединения, а на их основе формирования знаний, умений и навыков социальных взаимоотношений с людьми;
- положительное поддержание активных социальных шагов ребенка;
- блокировка психотравмирующих ситуаций во время коррекции.
Такое положение приводит к невозможности реализации прогностической функции психики, сформированность которой не только обеспечивает ребенку чувство реальности, но и гармонизирует его личностную будущую жизнь.
Для реализации этой цели нужна особая готовность коррекционного педагога или психолога. В работе с детьми такого типа он должен быть стрессоустойчивым в отношении психического состояния ребенка. Особенно важным для работы является умение понимать тревогу, страхи, переживания, эмоции ребенка, относиться к нему как к обычному ребенку. И прогноз его развития будет положительным, если специалист и родители поймут и примут ценности и жизненные смыслы ребенка и поддержат его. Специалисту необходимо экстраполировать свое исключительно положительное отношение к ребенку на всех людей, которые его окружают, уметь объяснить, нивелировать в глазах других негативные аутистические проявления, а не заставлять ребенка немедленно самостоятельно изменить свое состояние. Аутичному ребенку очень важно при этом присутствовать, потому что объяснение его состояния другим становится для него адекватным средством понимания самого себя: гневных реакций, криков, вокализаций, обид и тому подобное. Так же должны делать и родители, проявляя систематическую неоспоримую готовность понять своего ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)