К вопросу создания куррикулума
Какое значение имеют инклюзивные ценности для процессов обучения и преподавания? Если ценности указывают на то, как мы должны жить вместе, то в куррикулуме говорится о том, какими знаниями и навыками мы можем овладеть, чтобы жить. После публикации последних изданий Индекса мы иногда утверждали, что в нем четко прописаны практические проявления инклюзивных ценностей во всех аспектах жизнедеятельности школы: в учительских, классных комнатах, на игровых площадках, в отношениях среди детей и взрослых и между ними, а также о том, чему мы учимся и учим. Однако сейчас приходится признать существование значительной проблемы, поскольку нам не удалось описать конкретное влияние нашей системы ценностей на различные элементы содержательного наполнения процессов обучения и преподавания. В течение длительного периода, когда с введением Национального стандарта образования в конце 1980-х начал действовать жесткий подход к планированию куррикулума, казалось невозможным противодействовать давлению директив по определению содержания образования и рассматривать альтернативные варианты.
На этот раз мы попытались восполнить этот пробел и предложили свое видение решения вопросов куррикулума несмотря на то, что наши усилия совпали с жесткими ограничениями на осуществление нововведений в учебных планах
и программах, особенно в средней школе. В этой пересмотренной редакции Индекса идеи по формированию содержания образования представлены в новом разделе направления В. Мы надеемся, что наши наработки в этой области помогут стимулировать обсуждение во всех странах о природе инклюзивных куррикулумов; о том, что преподают в школах и почему; а также о том, какой куррикулум нам нужен в 21-м веке. Одной из насущных задач мы видим в том, чтобы изменить способ структурирования знаний и навыков в школах так, что образование должно стать одним из средств решения актуальных экологических и социальных проблем на национальном и глобальном уровнях. Поэтому мы надеемся, что изложенные здесь предложения по оформлению содержания обучения слегка потрясут поверхность воды и эти небольшие волны впоследствии наберут силу, вливаясь в волны, созданные другими.
Всего в понятии школьного куррикулума выделяют две составляющие. Во-первых, он воплощает в себе педагогические намерения, спланированные учебные методы и способ их структурирования по дисциплинам. Во-вторых, это понятие также впитывает в себя все остальное, что усваивают дети и взрослые в силу своего опыта пребывания в школе. К этому менее формальному куррикулуму относится и вопрос о том, как мы учимся и учим. Индекс поощряет читателей к рефлексии взаимосвязей между обучением и преподаванием. То, что преподают, можно приблизить к тому, чему учатся, путем продуманной организации учебного опыта детей. Кроме того, это дает возможность взрослым и детям в определенной мере контролировать эти менее формализованные (а порой и наиболее влиятельные) аспекты куррикулума. Например, Индекс побуждает к критическому переосмыслению построения взаимосвязей, по которым дети и взрослые узнают свое место, и тем самым способствует обсуждению того, как образование может не просто воспроизводить, а трансформировать имеющиеся модели общественного отношения.
Кроме того, в этом издании Индекса мы пытались всесторонне проанализировать последствия инклюзивных ценностей для более формализованных аспектов куррикулума, спланированного содержания уроков. Мы осознаем, что подход к составлению учебных планов и программ зависит от нашего представления о школах и классах. Так, школы можно рассматривать как учреждения, призванные способствовать образованию общин вместо того чтобы монополизировать ее. Классные комнаты можно понимать, как место, охватывающее весь мир. Если мы выбираем именно такое видение школ и классов, то главной целью куррикулума должно быть образование общин, то есть не только школьников, а нас всех. Куррикулум может выражать то, как мы - взрослые и дети - хотим структурировать собственное обучение и знания о мире таким образом, чтобы не ограничивать его школами или школьными годами. Прислушаемся к велениям времени- система ценностей представляет собой ненавязчивый способ выразить свои обязательства и определению содержания куррикулума. Однако для того, чтобы продемонстрировать их значимость, по нашему мнению, важно расставить дополнительные акценты. В последние годы своей жизни социальной теоретик Адорно в одной из речей выразил обеспокоенность неадекватным ответом образования на уроки Холокоста:
«Первоочередной целью, которая стоит перед всем образованием в целом, является недопущение нового Аушвица. Ее приоритетный вес настолько превышает любые другие требования, я считаю, что у меня нет необходимости и не нужно ее обосновывать. Я не могу понять, почему до сих пор ей уделялось так мало внимания »
Адорно вспомнил Холокост как метафору для неконструктивных и ужасных конфликтов в мире, настаивая на том, что образование способно играть определенную роль в предотвращении их. Ученый призывает нас к знанию о том, как общества могут опускаться к варварству, стремится изменить наш подход к обучению и воспитанию детей. Ряд индикаторов Индекса непосредственно касается ценностей гуманности и уважения к различиям, которые, видимо, тесно связанные с поднятой Адорно проблемой. Такими же убедительными, как предотвращение конфликтов на расистской и другой почве, есть аргументы за построение отношений нового типа между людьми и их окружающей средой как предпосылку сохранения источников их существования. На практике это означает, что в процессе обучения следует уделять внимание вопросам о последствиях того, что мы потребляем, для природы и качества нашей жизни, а также способам, которыми можем выработать новые привычки потребления. В учебно-методических материалах, которые выдаются государственными организациями и посвященные развитию устойчивых, экологически сознательных и активных школ, утверждается, что принцип постоянства должен быть одним из руководящих для куррикулума и вести к его просмотру:
«Устойчивое развитие - это аспект Национального стандарта образования ... куррикулум, ориентированный на построении такого отношения, где ничего нельзя воспринимать как само собой разумеющееся ... будет отличаться от того, который реализуется во многих учебных заведениях на сегодняшний день ».
Наша система ценностей побуждает мыслить о природе куррикулума как способствующая действиям на благо устойчивости, несет в себе принцип права, помогает осознать связи между людьми на глобальном уровне, дает детям возможность больше контролировать собственную жизнь и воспитывает их как активных граждан своей страны и мира. Именно вокруг этих идей мы структурировали свои предложения относительно формирования куррикулума.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)