Профессиональное становление и психологическое сопровождение лиц с глубокими нарушениями зрения
Проблема социализации и интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями является одной из главных задач, которую ставят перед собой разные образовательные системы в мире. Становление личностного потенциала происходит через деятельность, которая, в дальнейшем, превращается в профессиональную сферу. Ядром адаптивного процесса личности является труд, как средство социальной защищенности и успеха в общественной жизни.
В коррекционной педагогике и психологии вопрос социально-трудовой адаптации поставлен как один из приоритетных. Обучение в специальной школе и возвращение к активной жизни направлены на преодоление трудностей в развитии людей с нарушениями зрения, предоставление им оптимальных возможностей для развития и, как следствие, включение в различные сферы жизнедеятельности общества.
В современной педагогической и психологической литературе проблеме профессионального самоопределения школьников, готовности к профессиональному самоопределению уделяется достаточно много внимания.
Выбор профессии проходит определенные этапы возрастного развития, что заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решения к настоящему выбору, основанному на учете многих внешних и внутренних обстоятельств.
Социально-трудовая реабилитация незрячих и слабовидящих - система социально-экономических, правовых, производственных, медицинских, психолого-педагогических мероприятий, способствующих преодолению негативных последствий слепоты, включению их в активную общественно полезную деятельность.
Анализ научных исследований относительно проблем социальной адаптации позволяет выделить следующие направления исследований:
- изучение ценностных ориентаций, жизненных планов, социальных связей;
- организация социальной помощи и реабилитации лиц с сенсорными нарушениями;
- обеспечение психолого-педагогической помощи выпускникам специальных школ и вузов на момент начала самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
В частности, для Германии характерна так называемая «дуальная» система сочетания обучения в профессиональной школе (теоретическая часть обучения) с практической частью, которая осуществляется на предприятиях. Цель профессиональной школы заключается в обеспечении ученикам свободного доступа ко всем видам профессионального образования. Кроме того, существуют учебно-профессиональные предприятия, общие профессионально-учебные заведения с отделениями для инвалидов, где готовят специалистов.
Для американской модели профессионального образования инвалидов характерна мощная правовая поддержка, обязательное участие государства в финансировании различных реабилитационных программ, высокий уровень предоставления социальных услуг, разветвленная сеть образовательных учреждений.
Российский опыт можно представить следующим образом. Санкт Петербургской научной школой исследуются психологические особенности лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, межличностные и социальные отношения лиц с глубокими нарушениями зрения; пути и методы коррекции личности в процессе решения проблем социально-трудовой реабилитации и трудоустройства незрячих и слабовидящих.
Слабовидящие школьники, как правило, менее осведомлены о разных профессиях, чем их сверстники с нормальным зрением. Существенно, чтобы при этом будущая профессиональная деятельность приносила удовольствие, осознание собственных возможностей и своей значимости, не производила бы негативного влияния на состояние здоровья и соответствовала функциональным возможностям зрительного анализатора.
Учащиеся специальных школ для незрячих и слабовидящих, в основном, самостоятельно определяют свою будущую профессию и лишь единицы указывают на ведущую роль в этом учителей или родителей. Определяющим мотивом профессии большинство старшеклассников с глубокими нарушениями зрения воспринимает личный интерес, затем - общественную значимость профессии, собственные способности, и лишь в конце списка - зрительные ограничения. Все это свидетельствует о недостаточной осознанности выпускниками специальных школ для лиц с нарушениями зрения серьезности задачи, которая стоит перед ними.
В то же время, нельзя не отметить те трудности, с которыми сталкиваются выпускники этих школ в своей дальнейшей трудовой жизни. В частности, они отметили такие проблемы, как: сложности межличностного общения, разрыв между интеллектуальным развитием и умением реализовать свои потенциальные возможности, проблемы «пробелов» в специальной школе при подготовке выпускников к самостоятельной трудовой и общественной жизни.
Профессиональная подготовка старшеклассников и студентов с глубокими нарушениями зрения имеет серьезные сложности в различных странах, а особое значение приобретает в нашем государстве. Низкий уровень трудоустройства незрячих показывает, что усилия и наработки, осуществленные на сегодняшний день, недостаточно успешные.
Для повышения качества подготовки к профессиональной деятельности лиц с глубокими нарушениями зрения необходимо учитывать такие ключевые компоненты образования:
- высокий уровень осознания педагогами потенциальных возможностей достижения социальной успешности молодыми людьми с нарушениями зрения;
- сформированность социальных навыков, осведомленность в проведении свободного времени, развитие компенсационных навыков молодежи с нарушениями зрения;
- адекватное отражение достижений успешных незрячих;
- поощрение к самостоятельному выполнению молодежью домашних забот, школьной и общественной работы.
В процессе развития способностей и возможностей студентов можно выделить три уровня вмешательства: информационный, образовательный и содействующий, которые помогают людям с нарушениями зрения, в дальнейшей жизни успешно трудоустраиваться.
Ведущую роль в формировании готовности школьников и студентов к получению профессионального образования играет идея сопровождения данного процесса, то есть обеспечение условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Конечным результатом процесса формирования готовности молодежи с глубокими нарушениями зрения к получению профессионального образования является интеграция и адаптация к условиям современного общества.
Был разработан и проведен психологический тренинг, цель которого заключалась в развитии способности к самостоятельному определению жизненных целей, самопроекции в будущее, определению сферы профессиональной деятельности лиц с нарушениями зрения. Проведенный тренинг помог осознать молодым незрячим свои жизненные цели и будущую профессию.
После окончания вуза молодежь с нарушениями зрения сталкивается с существенными проблемами относительно дальнейшего трудоустройства. Необходимо воплощать психологические программы, направленные на сопровождение таких людей. В частности, это должно предусматривать:
- освещение особенностей профессий и необходимых личностных качеств;
- выработку навыков написания резюме;
- представление объявления в средства массовой информации;
- отработку техники телефонного звонка работодателю;
- особенности поведения и самопрезентации во время первой встречи;
- адекватные средства снятия стресса в случае отказа работодателя.
Для того чтобы личность превратила свою мечту в цель необходима отработка следующих шагов:
- Определение критериев достижения своей цели.
- Определение средств ее достижения.
- Назначение конкретной даты достижения цели.
- Анализ внутренних и внешних трудностей.
- Подбор символического вознаграждения себе за достижения.
- Подготовка письменного договора с собой.
- Вербализация (ежедневная) этого договора.
Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе для лиц с нарушениями зрения должна быть направлена на выявление возможностей незрячих и слабовидящих школьников в области продолжения образования и получения информации о перспективах реализации их профессиональных интересов.
Целью и приоритетом Европейского сообщества является создание образа личности с ограниченными физическими возможностями социально активной и работающей. Общественные акции, посвященные проблемам людей, все чаще выходят за грани негосударственных организаций. Если раньше социальная коммуникация, как аспект социальной интеграции интересовала в основном лишь общественные организации, то, благодаря сотрудничеству с европейскими фондами, сфера этой деятельности расширяется. Причиной того, что много лет социальное общение людей с ограниченными физическими возможностями было неорганизованным, является низкий уровень удовлетворения их социальных потребностей. Это касается и людей с глубокими нарушениями зрения, как отдельной группы. В контексте планирования социальных изменений, проблема обеспечения незрячих компьютерными технологиями оказывается тоже важной.
Можно выделить четыре основных барьера, которые мешали отношениям между инвалидами и работодателями:
- стереотип восприятия инвалида как человека, который отличается от других;
- неприятие этой непохожести, нехватка знаний о путях общения с инвалидами;
- восприятие людей как неэффективных сотрудников, установка на то, что прием на работу такого сотрудника повлечет неизбежные дополнительные расходы;
- недостаток знаний о законодательных актах в области занятости инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)