Этапы подготовки тренинга в ключе инклюзивного образования
:
- Подготовительный этап. Ознакомление участников тренинга с основными целями и задачами тренинга, форматом тренинга. Знакомство участников тренинговой группы с тренером и между собой; выяснение ожиданий участников группы от тренинга. Восстановление и принятие правил тренинговой группы.
- Основной этап проведения тренинговой программы:
- определение в личностной картине мира понятия «будущая профессия», осознание ее значимости для личности. Подведение участников группы к определению и осознанию собственных личностных качеств. Диагностика, анализ и оценка собственного «Я», его потенциала. Повышение положительного уровня становления путем рефлексии и представление личностных качеств;
- знакомство с понятием «адаптация», с составляющими адаптации. Обучение и отработка техник эффективной адаптации: самопрезентация собственного «Я», знакомство с Другим и осознание ценности Другого; раскрытие своих целей во взаимодействии; техника ведения диалога, дискуссии;
- анализ основных проблем самопрезентации собственного «Я», анализ и самооценка собственных качеств и чувств. Прогнозирование и планирование ближайших целей своей жизни: постановка и анализ целей, моделирование способов достижения ближайших целей, развитие внутреннего потенциала, как основы успешного будущего. Тренинговые методы: творческие упражнения, упражнения на развитие рефлексии, методы арт-терапии, групповое обсуждение результатов, выполнение упражнений;
- формирование навыков эффективной коммуникации: эффективное слушание, рефлексивное слушание, передача информации, использование открытых вопросов, техники перефразирования, аргументации. Выделение, анализ и самооценка собственных качеств для эффективной коммуникации и взаимодействия;
- формирование навыков межличностного взаимодействия: навыков групповой дискуссии, «мозгового штурма», навыков группового принятия решений.
- Заключительный этап тренинга: обобщение психологического опыта, приобретенных навыков, умений, полученных во время работы в тренинговой группе. Рефлексия собственного состояния до и в конце тренинговой программы, анализ запланированных ожиданий от тренинга и полученных результатов. Обсуждение впечатлений от тренинговой работы с участниками группы, осознание своего состояния и произошедших изменений. Выделение навыков, действий, стратегий, которые участники группы будут использовать в дальнейшем.
Основная цель тренинга личностного развития «Встреча с собой» - способствовать самопознанию, полному и точному представлению о себе как индивидуальности, познанию собственных психологических особенностей, оценить их, определить свое отношение к ним; формировать чувство положительного самопринятия; утвердить в сознании значимость отдельной личности; формировать мотивацию к саморазвитию, как основу потребности самоактуализации личности.
Содержательные блоки тренинга:
- Блок «Я и Я»: развитие навыков самопознания, рефлексии; анализ собственных качеств, потенциальных возможностей, поведения, самоотношения. Обсуждение степени принятия самого себя (своей индивидуальности, неповторимости, положительных и отрицательных черт). Осознание необходимости собственной активности, саморазвития, личностной позиции, формирование активного отношения к жизни.
- Блок «Я, Мир, Будущее»: осознание себя, своих потенциальных возможностей, жизненных целей, необходимых для саморазвития, самореализации и ощущения психологического благополучия. Задача этого блока сформировать представление, навыки и умения взаимодействовать с миром, другими и собой. Используются упражнения на визуализацию, моделирование, развитие рефлексии. Групповое обсуждение после выполнения упражнений дает возможность получить обратную связь от каждого участника относительно эмоций, переживаний, мыслей и поведения.
Тренинг целеполагания и достижения целей. Цель тренинга - получение знаний, развитие навыков и умений работы с целями (формирование, осознание и пути эффективного достижения целей).
Содержательные блоки тренинга:
- Блок «Я и мои цели» - работа с ценностно-смысловой сферой личности.
Основные задачи блока:
- формирование понятия «цель», жизненные цели, профессиональные цели, реальные цели, псевдоцели, идеальные цели, ближние и дальние цели;
- диагностика собственных целей;
- выделение и анализ ближних и дальних целей.
- Блок «Ресурсы достижения целей» - исследование личностных убеждений и препятствий, мешающих достижению целей; работа с личностными ресурсами для достижения целей.
Основные задачи блока:
- нахождение путей для достижения личностных целей, осознание ответственности за достижение или не достижение личностных целей;
- расширение диапазона личностных возможностей для достижения целей;
- формирование навыков и умений работы с целями.
Тренинг ассертивного поведения. Цель тренинга - формирование навыков уверенного поведения, самопонимания, понимания других и конструктивного поведения во взаимодействии с окружающими.
Содержательные блоки тренинга:
- Блок «Королевство собственного Я».
Основные задачи блока:
- понимание границ собственного «Я», своей «психологической территории», своих прав, внутренней свободы, несвободы и возможностей;
- исследование установок неуверенного поведения;
- формирование понятия «ассертивности» и уверенное поведение;
- развитие способностей к идентификации с другим человеком, умение предвидеть его действия;
- развитие уровня доверия к себе, доверия к окружающим, положительного самоотношения.
- Блок «Ассертивное поведение».
Задачи, решаемые во втором блоке:
- диагностика и анализ собственных паттернов поведения;
- дифференциация агрессивного и уверенного поведения, их индикаторы;
- отработка навыков различать эти виды поведения и понимание истоков неуверенного и агрессивного поведения.
Развитие навыков уверенного поведения:
- самораскрытие чувств, эмоций
- вербализация собственных чувств, переживаний;
- нахождение конструктивного компромисса;
- настойчивость, аргументация.
Для реализации задач этапа профессиональной идентификации используются тренинговые программы: «Тренинг профессиональной компетентности» и «Тренинг профессиональной самопрезентации».
«Тренинг профессиональной компетентности». Цель тренинга - формирование личностной готовности, профессиональных компетенций и профессиональной компетентности в будущей профессии; создание возможностей для активного включения в деятельность, максимально приближенной к профессиональной.
- Блок «Личностная готовность к будущей профессии».
Задания блока:
- диагностика, анализ личностной готовности к будущей профессии;
- выделение личностных компетенций и их индикаторов к будущей профессии;
- осуществление коррекционно-развивающих мероприятий, которые будут способствовать формированию или трансформации необходимых личностных убеждений, качеств, компетенций, поведения;
- предоставление необходимой помощи в формировании образа «Я», как представителя будущей профессии.
- Блок «Профессиональная компетентность».
Задача блока:
- формирование понятия «профессиональная компетентность» (инструментальная, коммуникативная, социально-психологическая) и «профессиональные компетенции»;
- диагностика и анализ собственных профессиональных компетенций и их индикаторов;
- актуализация личностного потенциала и развитие необходимых профессиональных компетенций;
- формирование стратегии саморазвития профессиональной компетентности.
Решение поставленных задач в тренинге достигается использованием следующих тренинговых методов: деловые игры, ситуативно-профессиональные задачи, групповая дискуссия, обратная связь, индивидуальные профессионально направленные задания, групповые задания.
«Тренинг профессиональной самопрезентации». Цель и направленность тренинга - формирование навыков и умений профессиональной самопрезентации в ситуации поиска работы и отбора на вакантную должность.
Цель тренинга реализуется в следующих задачах:
- Сформировать знания о профессиональной самопрезентации, как эффективном способе управления впечатлениями о себе, как профессионале.
- Определение в личностном пространстве понимания и понятия «будущая работа, будущая должность, сфера деятельности». Определение их значимости для личности.
- Формирование навыков профессиональной самопрезентации: заочной (резюме, информации о кандидате на должность). Отработка технологий написания резюме.
- Формирование навыков профессиональной самопрезентации - очной (беседа при приеме на работу).
- Отработка навыков и приемов прохождения структурированной и неструктурированной беседы, при отборе на должность.
Основной этап проведения тренинговой программы:
- определение в личностной картине мира понятия «будущая работа», «будущая карьера», осознание их значимости для личности;
- знакомство с понятием и составными стратегиями самопрезентации. Обучение и отработка техник самопродвижения: реальная демонстрация своих профессиональных и личностных возможностей, раскрытие своих личных целей, формулировка своих запросов и условий к будущей работе, должности;
- формирование навыков профессиональной самопрезентации: заочной (написание резюме) и очной (беседа при приеме на работу). Выделение, анализ и самооценка профессионально важных качеств участников тренинговой группы. Составление личных резюме и их презентация в группе. Знакомство и овладение навыками очной самопрезентации, необходимыми при приеме на работу. Тренинговые методы: деловые игры, учебные кейсы, ситуационные упражнения, обратная связь.
Реализация представленной программы будет способствовать усилению мотивации учения студентов и, как следствие, обеспечению социального заказа по воспитанию гармоничной, целостной личности, способной к творческой и активной жизненной позиции.
Конечно, в процессе реализации программы могут иметь место успехи и неудачи, которые вызывают радости и горести, которые усиливают или ослабляют мотивацию личности. Важнейшим условием реализации мотивационного потенциала является создание в процессе выполнения программы ситуаций успеха, переживания субъектом радости от успехов и удач.
Положительным моментом в более глубоком осмыслении целей периода обучения в вузе является активизация практической составляющей подготовки специалиста, в частности, определенное совмещение обучения с работой по специальности. В этом случае значение учебной деятельности для студента будет расти, усиливая значимость мотивационного компонента учения. Такая деятельность, в целом, ориентирует субъекта на самостоятельную постановку целей, на осознание им содержания выполняемой деятельности, того, что он, как будущий специалист, является ее продуктом.
Для реализации данных возможностей в вузах крайне целесообразно создавать студенческие научно-производственные подразделения, деятельность которых происходит под наблюдением и с помощью опытного наставника.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)