Проблема образования учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при инклюзивной форме обучения
Проблема определения содержания образования и оценки учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями при инклюзивной форме обучения становится все ощутимее в связи с уменьшением количества специальных учебных заведений и увеличением удельного веса учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях.
Для того чтобы решать эти вопросы и определить, каких ресурсов требует эта проблема и каким образом эти ресурсы должны быть использованы, следует исходить из самой сущности феномена «особые образовательные потребности», которые являются производной от «отклонений учебных возможностей».
Ребенок с отклонениями учебных возможностей - такой, который имеет:
- отклонения от среднестатистического для определенного возраста уровня возможностей восприятия и усвоения учебной информации, выполнения учебных задач;
- отклонения возможностей для передвижения;
- отклонения возможностей для самообслуживания;
- отклонения возможностей для коммуникации.
И при этом все имеющиеся отклонения обусловлены документально подтвержденными в установленном порядке заболеваниями и нарушениями развития, а не личностными чертами ученика или желаниями его родителей (или другими субъективными причинами). Обучение такого ребенка требует от общества больших ресурсов, по сравнению с ребенком без отклонений учебных возможностей. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь различные виды отклонений учебных возможностей, выраженных в разной степени.
Главным фокусом образовательной политики государства в отношении детей с отклонениями учебных возможностей должно быть не мифическое «равноправие» и «социализация», а качество знаний, умений и навыков, полученных ребенком с отклонениями учебных возможностей в течение школьного обучения, соответствие содержания образования ребенка, с одной стороны, его возможностям, а с другой - реальным жизненным потребностям. Если мы действительно хотим, чтобы человек с ограничениями жизнедеятельности был не декларативно, а реально включен в общественную жизнь, то должны признать, что для этого ему нужно много знаний, умений и навыков, получение которых много десятилетий обеспечивала именно система специального образования, во многом - благодаря наличию мощного коррекционного компонента. Поэтому, в любом случае, невозможно отказываться от самого института специального образования, речь должна идти об обеспечении специальных образовательных услуг в условиях общеобразовательных школ с инклюзивной формой обучения. Это, конечно, требует больших системных преобразований и привлечения ресурсов. Готово ли к этому наше общее образование - это большой вопрос. Достаточно указать, что для того, чтобы школа смогла взять на себя ответственность за жизнь и здоровье детей при переходе на инклюзивное образование, в нее должен влиться мощный штат врачей и медицинского персонала, психологов, коррекционных педагогов (в частности - сурдо, тифло, ортопедагогов), реабилитологов, логопедов, музыкотерапевтов и других специалистов, непривычных для общеобразовательной школы.
Инклюзивное обучение для успешного течения нуждается в специальной разработке и гибком, творческом использовании всех общепринятых составляющих образовательного процесса: содержания учебных предметов, педагогических методов и подходов, текущего и итогового оценивания, а также соответствующих ресурсов для преподавания учебных предметов. Эти составляющие обучения в зарубежном образовательном пространстве называются куррикулум. В нашей образовательной системе эти составляющие все еще требуют создания - в соответствии с особенностями, которые имеет инклюзивное образование по сравнению, как с общим, так и со специальным образованием, и в соответствии с реалиями и традициями отечественного образования.
Практика многих стран, где широко распространено инклюзивное образование, предполагает, что учитель на основе официально утвержденного куррикулума разрабатывает учебные задачи, доступные для учащихся всего класса. Такое использование официального куррикулума называют «универсальным учебным дизайном». Такой подход к организации обучения дает возможность удовлетворять образовательные потребности каждого ученика, если его познавательные возможности в принципе позволяют усвоить программу общеобразовательной школы. Однако, как показывает практика инклюзии, применение универсального учебного дизайна зависит от того, насколько возможна интерпретация учебных задач для школьников с особыми образовательными потребностями.
Понятие универсального учебного дизайна базируется на Концепции доступности куррикулума без его предварительной адаптации или модификации. Основные принципы этой концепции:
- разнообразие способов подачи учебного материала, получения учащимися знаний различными путями;
- разнообразие способов демонстрации учащимися приобретенных знаний, умений, навыков и их оценки.
При всей важности и целесообразности последнего принципа, его применение не должно привести к нивелированию таких понятий, как требования учебной программы, критерии оценки. Это сделает невозможным переход детей из одного учреждения в другое (в случае такой необходимости), уничтожит преемственность между звеньями образования и приведет к анархии и профанации.
Обучение школьника с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе происходит на основе индивидуального учебного плана, который составляется по учебной программе общеобразовательной школы. Если же участие ребенка с особыми потребностями в учебном процессе без поправок и изменений невозможно, желательно, чтобы они были минимальными. Однако при составлении индивидуального учебного плана учителю полезно ориентироваться на программу того или иного типа специальной школы и принимать во внимание направленность коррекционно-развивающего процесса, который конкретизируется в программе. Анализ учебных программ для детей с различными познавательными возможностями показывает, что в случае учащихся с отклонениями познавательных возможностей по основным учебным предметам (математика, родной язык) нецелесообразно применять канонический принцип инклюзивного образования: одна тема урока для всех учащихся класса, индивидуальная задача по теме - для обучающихся с отклонениями учебных возможностей.
Начиная со второго класса, разница между содержанием учебных программ по математике для детей с различными познавательными возможностями увеличивается. Поэтому очевидно, что детям с отклонениями познавательных возможностей по инклюзивной форме обучения нецелесообразно изучать математику на основе универсального дизайна.
Таким образом, существует настоятельная необходимость разработки и утверждения стандартов инклюзивного образования, которые будут включать:
- перечень отклонений учебных возможностей (заболеваний, нозологий), при которых целесообразно обучение в инклюзивной форме;
- перечень отклонений учебных возможностей (заболеваний, нозологий) при которых целесообразно специальное образование;
- алгоритм обеспечения коррекционного компонента образования в условиях инклюзивного обучения, перечень специальных образовательных услуг, которые получат ученики с отклонениями учебных возможностей;
- критерии оценки знаний учащихся с отклонениями учебных возможностей, порядок получения ими образования.
Необходима также разработка и официальное утверждение «Положения об общеобразовательном учебном заведении с инклюзивной формой обучения», определение порядка получения заведением статуса инклюзивного и соответствующего статуса учащихся с отклонениями учебных возможностей, утверждение штатного расписания общеобразовательного учебного заведения с инклюзивной формой обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)