Подростки инвалиды и их общественная активность
Формирование у подрастающего поколения гражданской активности, привлечение их к общественно полезной деятельности, развитие качеств настоящего гражданина своей страны - это проблема становления и развития гражданского общества. Однако изучение практики показывает, что проблема формирования у подростков общественной активности в современных условиях остается без внимания семьи, школы и общественных организаций и пущена во многих случаях на самотек.
Ученые уже давно начали обращаться к вопросу общественной активности. Эта проблема в настоящем рассматривается в различных научных сферах: философии, социологии, истории, экономике, педагогике, психологии, но, к сожалению, в современной научной практике не существует единственного определения этого понятия.
Для определения термина «общественная активность» рассмотрим понятие «гражданин», «общественность», «активность».
В справочных источниках термин «гражданин» трактуется как:
- в античности - лицо, наделенное совокупностью политических прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами;
- человек, который относится к определенной территориальной общине - городу, стране и т.д. Эта принадлежность является формально юридически оформленной. Как член определенного социума гражданин имеет определенные права и обязанности в этом социуме и подчиняется определенным (принятым в обществе) нормам и законам;
- тот, кто имеет гражданство данного государства;
- физическое лицо, правовой статус которого обусловлен его принадлежностью к гражданству данного государства. Граждане также владеют более полным объемом прав и свобод, чем другие категории населения - иностранцы и лица без гражданства.
Понятие «гражданин» тесно связано с принадлежностью к государству, но не обладает качественными характеристиками и является, в большей степени, формальным.
Поэтому целесообразно рассмотреть понятие «общественность», которое значительно ближе к пониманию общественной активности.
Уже в само понятие «общественность» заложено потенциальное активное участие в жизни общества. Все определения предусматривают: направленность на пользу общества, привлечение к общественной жизни, готовность к активному участию, приоритет общественных интересов перед личными.
Активность в научной литературе ученые рассматривают как:
- ценностный способ моделирования, структурирование и осуществление личностью деятельности, общения и поведения;
- особая форма деятельности;
- мера интенсивности деятельности;
- важное качество личности, как способность изменять окружающую действительность в зависимости от собственных потребностей, взглядов, целей;
- способность человека к самоинтеграции, к систематизации желаний, мотивов и умений осуществить волевое усилие;
- способность человека к сознательной трудовой и социальной деятельности, мера целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самого себя на основе усвоения богатств материальной и духовной культуры;
- стремление расширять сферу своей деятельности, способность нести в себе потенциал энергии, силы, творчество;
- общая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования, изменения или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность характеризует, в большей степени, обусловленность предпринимаемых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент деятельности, произвольность, значительная устойчивость деятельности по отношению к поставленной цели;
- результат проявления потребностей, интересов и убеждений самого человека;
- феномен самовыражения самой личности, соблюдение своих убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, воли и этических ценностей; реакция индивида на созданные для него условия, побуждающие к активной деятельности. При этом основной источник активности личности - ее мотивация.
Итак, обобщая вышеуказанные определения, видим, что все они характеризуют активность как: деятельность, способность к деятельности, стремление к деятельности и результат проявления потребностей, интересов, мотивов и убеждений.
Общественную активность исследователи трактуют как:
- степень участия человека в решении общественно значимых заданий, что проявляется в отношении к обществу, труду, к другим людям, к самому себе; уважение и принятие прав и обязанностей;
- деятельность индивидов и социальных групп, направленная на внесение изменений и развитие гражданского общества;
- активная реализация своих гражданских прав, то есть активное участие в жизни государства, например, голосование на выборах, членство в какой-либо партии, профсоюзе и тому подобное;
- действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, смена власти и тому подобное.
Под гражданской активностью понимается:
- деятельность людей, связанная с осуществлением общественных функций в тех сферах жизни общества, которые не могут регулироваться или реально не регулируются государством;
- внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление любой общественной цели;
- накопление опыта реальных социально-значимых дел, участие в общественных объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка;
- способность привлечения личности к преданности общественным делам и гражданской солидарности;
- деятельностная сфера проявления гражданской личности, которая составляет комплекс гражданских качеств, характеризующих личность человека как гражданина-патриота, гражданина-профессионала и гражданина-демократа.
Анализируя данные определения, видим, что большинство ученых определяет понятие общественной и гражданской активности как деятельность или внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление общественных функций с целью укрепления или изменения существующего общественно-политического порядка.
Таким образом, на основе анализа определений общественной активности и его составляющих, приведенных в научной литературе, можно сделать следующее обобщение по определению самого понятия:
Общественная активность - это качество личности, которое проявляется в:
- ее способности влиять на общественную жизнь;
- способности удовлетворять собственные потребности и интересы, реализовывать интересы и цели определенного сообщества, решать общественно значимые задачи, инициировать изменения в процессе отношений с окружающим миром;
- стремлении действовать на пользу общества;
- уважать и принять права и обязанности членов общества.
Общественная активность подростка - это качество личности, которое проявляется в:
- ее способности влиять на жизнь детской группы;
- способности удовлетворять собственные потребности и интересы, реализовывать интересы и цели коллективов и объединений, к которым относится и решать важные для них задачи;
- стремлении действовать в интересах общества;
- уважать и реализовывать в соответствии с морально-этическими принципами и возрастными возможностями свои права и обязанности.
Общественная активность предполагает наличие интереса к общественной работе, организаторские способности, ответственность за выполнение поручений, инициативность, требовательность к себе и готовность помогать другим во время выполнения общественных задач.
В структуре общественной активности можно выделить такие компоненты: когнитивный; эмоционально-ценностный; мотивационно-свободный; практически-деятельностный.
Когнитивный компонент определяется теми знаниями, их объемом и качеством информации, которые личность имеет в своем распоряжении.
Развитие когнитивного компонента предполагает не только понимание, что такое общественная активность, но и расширение и углубление знаний о нормах и правилах поведения, своих правах и обязанностях на уровне социума, группы. Важно осознание личностью собственных нужд, мотивов, ценностных ориентаций, побуждающих к активной деятельности в интересах общества, а также осознание своей способности изменить окружающий мир к лучшему. Важное значение имеет осознание собственного опыта, уровень социальных притязаний и ожиданий.
Эмоционально-ценностный компонент определяет субъективное отношение личности к общественно значимой деятельности, а также к окружению, окружающим и к себе, что осуществляется, прежде всего, через эмоционально-позитивное восприятие. Важное значение в развитии эмоционально-ценностного компонента общественной активности играют эмоции, которые возникают по отношению к другим и составляют основу социально-ценностных ориентаций, а именно: эмпатия, доброжелательность; милосердие; готовность защищать слабых; чувство единства с семьей, группой, социумом; солидарность.
Важным является положительное эмоциональное чувство, возникающее после выполнения общественно значимой деятельности, помощи кому-то или решения какой-то общественной проблемы, и вызывает желание повторить успех, достичь еще лучших результатов, принести еще больше пользы обществу.
Мотивационно-волевой компонент в структуре общественной активности предполагает наличие не только устойчивой системы мотивов, но и указывает на необходимость волевой регуляции и волевой организации личности, наличие у нее целостного мировоззрения и необходимых волевых качеств. Без волевой регуляции превращения знаний в убеждения, а убеждений в поступки и действия невозможно.
Мотив - это внутреннее влечение человека к деятельности, личные причины, которые побуждают человека к действиям, поступкам, то, ради чего деятельность происходит. Именно мотивы, как реальные побуждения, заставляют человека сделать тот, а не другой выбор. Определяются мотивы потребностями и ценностными ориентациями. Мотивация - это совокупность побудительных факторов, которые определяют активность личности.
Мотивация может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация побуждает личность к действию на основе ее внутренних убеждений, потребностей, нравственного сознания, то есть обеспечивает добровольность поведения. Внешняя мотивация проявляется в деятельности и поведении личности, вызванной социальными нормами, требованиями, общественной мыслью или другим внешним стимулом.
Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, которая проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Именно благодаря волевым процессам человек осуществляет желаемую или нежелательную для себя деятельность.
Каждая деятельность обусловлена различными мотивами. Основную роль в обеспечении общественной активности играют социально-ценностные и личностно-значимые мотивы, потребность в общественно значимой деятельности, стремление менять окружающую действительность к лучшему, решать социальные проблемы, помогать другим.
Возникновению внутренней мотивации способствует ощущение компетентности, то есть ощущение полноты своих возможностей, осознание своей возможности что-то изменить или кому-то помочь, а также ощущение самодетерминации, то есть осознание себя как единственной причины своих действий.
Практично-деятельностный компонент предусматривает практическую готовность к совершению общественно значимой деятельности, к овладению различными видами деятельности, необходимыми жизненными навыками и умениями для выполнения общественно полезной деятельности, помощи другим, внесения позитивных изменений в обществе.
Практично-деятельностный компонент включает в себя овладение приемами самопознания, саморегуляции и саморазвития, а также способности прогнозировать свои поступки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)