Центр духовно-интеллектуального развития и реабилитации
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Особого внимания в демократическом обществе требуют граждане с ограниченными физическими возможностями, поэтому одну из проблем, которую должно решить общество и государственная политика, является нахождение инструментов для социальной и духовной реабилитации, специального обучения, адаптации и интеграции в общество молодежи с ограниченными физическими возможностями. Ретроспективный анализ эволюции отношений общества к инвалидам показывает, что социально-психологическая и педагогическая защита людей с ограниченными возможностями во многом выступает показателем уровня цивилизованного демократического государственного устройства. В развитых странах мирового сообщества эта гуманистическая функция отражена в важнейших правовых документах и рассматривается в политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационно-правовом аспектах. Получение качественного образования, в частности в высших учебных заведениях, становится одним из условий интеграции людей с ограничениями возможностями в общество.
Решение задач инклюзивного образования молодых людей с ограниченными физическими возможностями в условиях высшей школы возможно при условии четкой, отлаженной воспитательной работы специальных подразделений. Таков Центр духовно-интеллектуального развития и реабилитации молодежи с ограничениями жизнедеятельности.
Целью деятельности Центра было создание учебно-реабилитационной структуры высшего учебного заведения, которая обеспечила наиболее благоприятные психолого-педагогические, организационные и правовые условия и гарантии для реализации прав граждан с ограниченными физическими возможностями на получение высшего образования, социальную защиту, профессиональную ориентацию, духовную реабилитацию и социально-психологическую адаптацию.
Задачи деятельности Центра заключались:
- в формировании образованного, воспитанного, социально-ориентированного человека с инвалидностью с учетом особенностей его психического и физического развития;
- в максимальном обеспечении лиц с физическими недостатками возможностью развивать свои физические, интеллектуальные и психические способности для приспособления их к социальной среде;
- в подготовке к трудовой деятельности и самообслуживанию, к семейной жизни.
Основными направлениями работы Центра духовно-интеллектуального развития и реабилитации являются следующие:
- профессиональное образование как средство социальной реабилитации;
- реабилитация через формирование духовных ориентиров и жизненных ценностей;
- социокультурная реабилитация, как восстановление личных культурно-духовных качеств студента с инвалидностью и его способностей взаимодействия с социальным окружением;
- физическая реабилитация в системе работы Центра;
- трудовая адаптация;
- пост реабилитационное сопровождение.
Специалисты, принимавшие участие в разработке модели предоставления реабилитационных услуг через Центр духовно-интеллектуального развития и реабилитации молодежи с ограничением жизнедеятельности придерживались следующих принципов реабилитационного процесса, а именно: особенности, непрерывности, динамичности, последовательности и комплексности.
От предоставления образовательных и реабилитационных услуг в комплексной модели реабилитации, включая лицензированное высшее профессиональное образование с элементами духовной реабилитации средствами культуры и внедрение образовательных инновационных методик - вот путь, который прошел Центр, создаваясь и развиваясь.
Аналитическая схема процесса реабилитации выглядит следующим образом:
- педагогическая (профессиональная) реабилитация - обеспечивает реабилитацию человека как субъекта жизнедеятельности;
- социальная реабилитация - обеспечивает интеграцию человека в общество, как социального субъекта;
- психологическая реабилитация - формирует мотивацию человека к овладению профессиональной способностью и формирует личность человека;
- культурно-духовная реабилитация - обеспечивает реабилитацию человека как субъекта культурного наследия и носителя культурных традиций;
- медицинская реабилитация - обеспечивает реабилитацию человека на уровне существования биологического организма.
Объединив разновекторные направления деятельности, была создана синергетическая модель реабилитации и адаптации к условиям труда с элементами социокультурной реабилитации, сопровождения и интеграции молодежи с инвалидностью в общество.
Эта модель имела как интровертивный характер, направленный непосредственно на студентов с ограниченными физическими возможностями, так и экстравертный, направленный на изменения в самом обществе. К этим изменениям относится толерантное отношение в обществе к инвалиду (что подтверждается социологическими опросами граждан города, представителей власти), создание безбарьерной среды, как основы для интеграции, сотрудничество с руководителями предприятий, создающих рабочие места для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)