Анализ внедрения инклюзивного образования
После Второй мировой войны начался современный этап становления инклюзивного образования. В федеральных землях вводилось открытие «специальных школ для детей с трудностями в обучении». В 1971 году в Германии подписана Декларация Организации Объединенных Наций «О правах умственно отсталых лиц», а в 1975 - «О правах инвалидов». С этого времени развивается сеть спецшкол - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуальными нарушениями, эмоционального развития и тому подобное.
Реформирование образования произошло в Германии, когда в начале 70-х годов Министерством по делам образования, религии и культуры были приняты нормативно-правовые акты, которые показали, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на выбор учебного заведения, должен быть обеспечен психолого-педагогическим сопровождением, привлечен к педагогическому процессу, независимо от степени сложности заболевания. В это время общественная организация «Жизненная помощь» развернула свою деятельность и влияние на Министерство по делам образования, религии и культуры, которое приняло нормативно-правовой акт «Рекомендации по организации специального обучения». Согласно ему вводились кооперативные формы обучения на всех землях ФРГ, по которым ученики с недостатками развития получили возможность вместе со здоровыми детьми участвовать в массовых мероприятиях, занятиях, получать реабилитационную помощь и коррекцию. Независимо от сложности заболевания, дети могли выбирать удобное учебное заведение и получать необходимое педагогическое и психологическое сопровождение.
Этот закон конкретизировался в правовой системе отдельных земель, где вариативно определялось наличие специального педагога как ассистента учителя или возможность иметь его в штате школы как отдельного специалиста. Принятый документ предоставил возможность развития «кооперативных» форм организации образовательной деятельности массовых и специальных школ, предусматривающих совместное проведение массовых мероприятий, отдельных учебных занятий, посещение учащимися с нарушенным развитием массовой школы и предоставление им коррекционно-реабилитационных услуг в специальном заведении и тому подобное.
Следующие этапы развития инклюзии в сфере образования опираются на подписанную «Конвенцию о правах ребенка» и «Конвенцию о правах людей с инвалидностью».
В начале XXI века в Германии была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Она предусматривает, что все дети, независимо от физических и психологических особенностей, имеют возможность посещать детские сады и школу. Процесс охватил как разработку законодательной базы, так и конкретных методик работы педагогов в инклюзивных группах.
Инвалидность - одно из проявлений уникальности человека, а лучший выход борьбы с ней - быть в обществе и включаться в трудовую деятельность.
Другой политической и законодательной сферой образовательной поддержки молодежи, которая имеет ограниченные возможности в Германии, является молодежная политика. Так был принят Закон «О помощи молодежи», который заменил устаревший закон «О благотворительной помощи молодежи». Документ ориентирован на правовое регулирование проблем социального благополучия молодых людей и предусматривает интеграцию в самом широком смысле, начиная от личного благосостояния - до интегрированности в культурную и трудовую среду.
В Германии действует Социальный кодекс, который координирует молодежную работу, воспитание детей и молодежи, содействие воспитанию и обучению и помощь психически ограниченным детям. Согласно кодекса, дети, которые нуждаются в специальном социальном уходе делятся на индивидуально ограниченных и социально обделенных.
В нем есть специальный раздел «помощь при воспитании», которая предусматривает предоставление образовательных и сопутствующих терапевтических услуг. В общем, кодекс является юридическим регулированием широкого спектра сервисов, в частности:
- консультирование по вопросам воспитания;
- социальная работа в группах для преодоления проблем развития и поведения;
- наставническая помощь и воспитательная поддержка для преодоления проблем развития и поведения детей старшего возраста;
- семейная социально-педагогическая помощь;
- помощь относительно воспитания в дневной группе;
- помощь в постоянном уходе;
- воспитание детей, проживание которых в домашних условиях затруднено из-за проблем развития, в детских домах детей.
Если ребенок имеет нарушения развития, которые проявляются в течение шести месяцев или больше и препятствуют его полноценному участию в жизни общества, то такие дети имеют право на интеграционную помощь психически ограниченным детям.
Германия - первая страна, где зародились идеи обучения детей с ограниченными возможностями, однако реальное законодательное обеспечение этого процесса произошло в 70-х гг. ХХ в. с принятием «Рекомендаций по организации специального обучения». Далее была ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Согласно Конвенции все дети, независимо от физических и психологических возможностей, посещают детсады и школы. В современной Германии реализуется проект, в рамках которого открываются инклюзивные учреждения под лозунгами «детсад для всех», «школа для всех», обеспечение которых опирается на полномочия муниципалитетов и деятельность Министерства молодежной политики.
Законодательное внедрение инклюзивного образования в Германии началось в конце XIX века и приобрело широкие масштабы с 70-х гг. ХХ века. Германия относится к государствам, в которых имплементация инклюзивного образования осуществляется по принципу «сверху вниз», имеется четкое распределение функций между государственной и региональной сферой управления образованием, государство берет на себя финансирование дополнительных должностей учителей, расходов на детей с особыми потребностями; финансирование служб, функционирующих за пределами школ; вводит квоты на обучение инвалидов в учреждениях всех уровней и несет ответственность за внедрение инклюзии.
Перспективными в дальнейших научных исследованиях является исследование инклюзивной парадигмы с проекцией на историческое становление инклюзии в образовательных системах других стран Европейского Союза.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)