Инклюзия или интеграция
Термин «инклюзия» как термин, который является отличным от термина «интеграция» по своему концептуальному подходу. В частности, документ «международной консультации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями» отмечает, что интеграция определяется как усилия, направленные на введение детей в регулярное образовательное пространство. Инклюзия - это политика и процесс, который позволяет всем детям участвовать во всех программах. Различие в подходах заключается в признании того факта, что мы меняем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.
Отдельной формой интеграции можно считать обучение детей с особыми образовательными потребностями в специализированных классах общеобразовательной школы. Однако это нельзя называть инклюзией. Практический опыт такого обучения показывает, что сверстники не начинают чаще общаться с детьми с особыми образовательными потребностями, что является одним из неоспоримых преимуществ инклюзивного обучения.
Простое физическое включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство также не является инклюзией. Опыт такого обучения показал, что в случае неспособности педагогов организовать учебный процесс таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка, такие дети не участвовали в учебном процессе и, как следствие, снижалась их мотивация к обучению и ухудшались учебные результаты.
Инклюзия предусматривает личностно-ориентированные методы обучения, в основе которых - индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его индивидуальных особенностей - способностей, особенностей развития, типов темперамента, пола, семейной культуры и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)