Дети с особыми образовательными потребностями
Много разных слов используется при описании детей и взрослых людей, которые имеют особенности физического и психического развития, отличающие их от большинства людей. Очень важно постоянно задумываться над словами, которые мы используем. Мы должны поднимать вопрос о всех терминах, которые так или иначе навязывают ярлыки людям, отличающимся от большинства; мы должны ставить вопрос о содержании этих терминов и том влиянии, которое они осуществляют на людей или детей, которых мы описываем.
На сегодняшний день нет единой официальной терминологии для определения ребенка, имеющего те или иные особенности развития. Терминами, которые чаще всего используются в различных проектах, являются: «неполноценный», «инвалид», «ребенок с особыми образовательными потребностями», «ребенок с особенностями психофизического развития». Именно поэтому необходимо более подробно раскрыть философию и основные термины, связанные с образованием детей с особыми образовательными потребностями, как определяющие в развитии новой концепции качественного образования.
В нашей стране нет единой официальной терминологии для характеристики таких детей. В основных законах об образовании встречаются такие термины, как «дети, которые нуждаются в коррекции физического или умственного развития» (закон о дошкольном образовании, закон о среднем образовании) и «лица, которые имеют недостатки в физическом или умственном развитии и не могут учиться в массовых учебных заведениях» (закон об образовании).
Один из последних нормативных документов использует ряд терминов, таких как «дети с особыми образовательными потребностями», «молодежь с инвалидностью», «дети с тяжелыми нарушениями развития», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Все эти термины отражают медицинскую модель, которая «рассматривает недостаток здоровья как характеристику личности, которая может быть вызвана болезнью, травмой или состоянием здоровья» и, соответственно, требует медицинского или другого вмешательства с целью «коррекции» соответствующей проблемы личности. Естественно, что реакцией общества в контексте медицинской модели является обеспечение лечения, реабилитации и социальной помощи, такой как специальное образование и пенсия. Другими словами - ставится цель сделать жизнь человека с особыми образовательными потребностями в некотором роде «нормальной», обеспечив ему, например, экономические и образовательные возможности.
Со времени ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка все большее признание, и распространение получает социальная модель, которая больше связана с соблюдением прав человека. В противоположность медицинской модели социальная модель «рассматривает недостаток здоровья как социальную проблему, а не как характеристику личности», поскольку она (проблема) создана неприспособленностью окружения, включая отношение к людям с особыми потребностями и производственные нормы, архитектурную безбарьерность и транспорт. Такая модель направлена на изменения в обществе таким образом, чтобы оно обеспечивало равное участие своих граждан в осуществлении своих прав и предоставляло им такую возможность.
Большую роль в осуществлении таких изменений в обществе играют неправительственные организации, включая организации родителей детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря их деятельности все большее распространение получают термины, которые смещают акцент с недостатков развития (дети-инвалиды, неполноценные, дети с пороками развития и т.п.) на более позитивные термины – дети с особыми образовательными потребностями, дети с особенностями психофизического развития и тому подобное. В то же время, все еще сохраняются и довольно широко используются (особенно в специальной литературе) термины, которые несут в себе определенную «ярлыковость» - «необучаемые дети», «умственно отсталые» и другие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)