- Вывод
Ценности должны побуждать к действию, а потому разные люди группы будут использовать разные слова для обобщения их содержания. Иногда после первого ознакомления с этим перечнем некоторые пользователи сразу замечают, что в нем пропущено одно или несколько ключевых ценностей - например, «ответственность», «свобода» или «сотрудничество». Они предлагают изменить его даже несмотря на то, что после детального изучения убеждаются, что их сомнения в предлагаемой системе уже учтено. Так, «свобода» связана с «правами» и «участием», а «ответственность» и «сотрудничество» отражены в концепции «сообщества».
Кроме того, они могут понять, что исповедуют разные ценности. Притом возможно, что эти разногласия касаются лишь деталей. Люди очень различаются в своих представлениях о том, до какой степени нужно уменьшать неравенство между людьми или насколько далеко следует идти в поощрении участия в жизни школы. Описание значения инклюзивных ценностей как раз и призвано выявить эти расхождения. Чем больше и глубже мы обсуждаем свои ценности, тем больше вероятность обнаружить различия в наших позициях. С другой стороны, также понятно, что некоторые люди в своих действиях руководствуются ценностями, которые идут вразрез с описанной системой. Существует немало свидетельств того, что не все пытаются уступать убеждениям, что каждая жизнь и каждая смерть одинаково значимы в их собственной стране и в других странах. Некоторые люди с большим жаром, чем другие, готовы добиваться мести и возмездия или броситься в беспринципную погоню за деньгами и другими материальными ценностями, исходя из кратковременных эгоистических соображений. Важно осознавать, что стимулы к действию, к которым мы относимся отрицательно, также в определенном смысле являются ценностями. Нужно также признавать, что такие негативные ценности могут существовать и в нас самих и влиять на наши действия. Развитие должно основываться на понимании этих обстоятельств с тем, чтобы мы не могли повредить, пусть непреднамеренно, своим очевидно добрым намерениям.
Изложенная здесь система ценностей приводится не в качестве предписания, а скорее, как приглашение к диалогу. Когда люди совместно рефлексируют по поводу ценностей, которые лежат в основе их действий и действий других, а также ценностей, которые бы они хотели вводить более последовательно, у них формируется ценностная грамотность и совершенствуются навыки нравственной аргументации. Это будет зависеть от глубины понимания и осмысления сущности категорий ценностей и того, как они могут влиять на действия. Поэтому, чтобы помочь себе, другим взрослым и детям анализировать ценности,
определять характер действий, необходимо развивать способность к рефлексии. В этом процессе может стать понятно, что некоторые решения зависят от уравновешивания одной ценности другой, например, в ситуации, когда участие одного ребенка уменьшает возможность для участия другого. Приобретение такой грамотности относительно ценностей и их значения для действий время от времени требует от нас делать сложный выбор между противоположными нравственными аргументами.
В результате диалога с членами коллектива, детьми, семьями и членами педагогического совета может возникать согласованная система ценностей - например, сформулированная в виде простых утверждений, показанных ниже (они являются более доступными для понимания по сравнению с очерченной системой), или разделена на категории. Вместе с тем нужно детально осмыслить и определить смысл ценностей, если они должны служить руководством к действию для детей и взрослых в условиях сложной организации школьной жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)